ЯМЗ-7511.10; ЯМЗ-7512.10; ЯМЗ-7513.10; ЯМЗ-7514.10; ЯМЗ-7601.10. Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов
5. Дефектация деталей и узлов
5. Дефектация деталей и узлов
5.1. Общие технические требования к дефектации.
5.2. Карты дефектации (1002 группа). Блок цилиндров.
5.2.1. Карты дефектации (1002 группа). Крышка блока верхняя, крышка шестерен распределения.
5.2.2. Карты дефектации (1002 группа). Гильза цилиндра, картер маховика, маслоотражатель, заглушка.
5.3. Карты дефектации (1003 группа). Головка цилиндров, стакан форсунки, крышка головки цилиндров, рым-пластина.
5.4. Карты дефектации (1004 группа). Поршень, палец поршневой, шатун.
5.5. Карты дефектации (1005 группа). Вал коленчатый, шестерня коленчатого вала, шкив коленчатого вала.
5.5.1. Карты дефектации (1005 группа). Противовес передний, ступица, болт крепления ступицы, маховик, полукольцо упорного подшипника.
5.6. Карты дефектации (1006 группа). Вал распределительный, шестерня распределительного вала, фланец упорный.
5.7. Карты дефектации (1007 группа). Клапаны впускной и выпускной, пружины клапанов, тарелка,втулка тарелки, шайба пружины клапанов.
5.7.1. Карты дефектации (1007 группа). Ось коромысла, коромысло со втулкой, винт регулировочный коромысла, штанга толкателя, толкатель, втулка осей толкателя, ось толкателя.
5.8. Карты дефектации (1001 группа) - Кронштейн передней опоры. (1008 группа) - Коллектор выпускной, патрубок-кронштейн.
5.9. Карты дефектации (1009 группа) - Картер масленый. (1012 группа) - Корпус масляного фильтра. (1104 группа) - Трубки высокого давления. (1308 группа) - Крыльчатка вентилятора.
5.10. Карты дефектации (1011 группа). Корпус и крышка масляного насоса, шестерни подачи ведомая, ведущая.
5.10.1. Карты дефектации (1011 группа). Редукционный и дифференциальный клапана, шестерни привода и вал..
5.10.2. Карты дефектации (1011 группа). Чашка заборника масляного насоса, сетка маслозаборника, трубы всасывающая и системы охлаждения поршней, форсунка охлаждения поршней.
5.11. Карты дефектации (1013 группа). Корпус жидкостно-масляного теплообменника и его элемент, крышки передняя и задняя теплообменника.
5.12. Карты дефектации (1028 группа). Корпус и ось центробежного маслоочистителя, корпус ротора и его колпак.
5.13. Карты дефектации (1029 группа) - Шестерня ведомая и ее ось, полумуфта ведущая. (1115 группа) - Впускной коллектор и его патрубок.
5.14. Карты дефектации (1306 группа) - Тройник с соединительными трубками и перепускная труба. (1307 группа) - Водяной насос и его привод.
6. Переборка, сборка
6. Переборка, сборка
6.1. Переборка, сборка двигателя. Общие технические требования к сборке.
6.2. Сборка двигателя: блок цилиндров, шатунно-поршневая группа, коленчатый и распределительный валы.
6.2.1. Сборка двигателя: привод ТНВД, крышка блока с фильтром тонкой очистки топлива, маховик и картер маховика, масляной насос, трубы и коллектора, центробежный насос.
6.3. Сборка узлов и агрегатов.
6.3.1. Технические требования к сборке и испытанию узлов и агрегатов: масляный насос, масляный фильтр, маслоочиститель центробежный, фильтры грубой и тонкой очистки топлива, турбокомпрессор.
6.3.2. Технические требования к сборке и испытанию узлов и агрегатов. Установка: гасителя и шкивов, привода ТНВД.
6.4. Окончательная сборка двигателя, установка агрегатов и трубопроводов (часть 1).
6.4.1. Окончательная сборка двигателя, установка агрегатов и трубопроводов (часть 2).
6.4.2. Окончательная сборка двигателя, установка агрегатов и трубопроводов (часть 3).
Автофорум
6.2.1. Сборка двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10. Сборка двигателя: привод ТНВД, крышка блока с фильтром тонкой очистки топлива, маховик и картер маховика, масляной насос, трубы и коллектора, центробежный насос.
УСТАНОВКА ПРИВОДА ТНВД
1. Продуть сжатым воздухом отверстие М10 для крепления оси ведомой шестерни с подшипником и манжетой (7511.1029120-01). Нанести 2-3 капли герметика (УГ-9 ТУ6-01-1326-86) в 3 отверстия (М10) переднего торца блока. Допускается нанесение герметика на резьбу болтов. Установить ось ведомой шестерни с подшипником и манжетой в сборе в расточку блока цилиндров до упора фланца в передний торец блока. Ось должна входить свободно. Не допускается запрессовка оси, допускается установка оси легкими ударами молотка через оправку (рис. 106), для устранения перекосов.
Рис. 106 – Оправка
2. Нанести 2-3 капли герметика УГ-9 в резьбовые отверстия М10 фланца оси ведомой шестерни (7511.1029122) (рис. 27 поз. 13), допускается нанесения герметика на резьбу болтов крепления фланца оси ведомой шестерни (болт М10 9 шт.). Установить ведомую шестерню (рис. 27 поз.1) на фланец оси, совместив отверстия шестерни и фланца оси, ввернуть болты крепления на 2-3нитки от руки. Придерживая шестерню от проворота, завернуть болты окончательно с Мкр=53,9-68,6Н·м (5,4-7,0кгс·м) (S=14).
3. Смазать рабочую поверхность манжеты оси ведомой шестерни моторным маслом М10В 2 ГОСТ6581-78. Установить ведущую полумуфту в отверстие оси ведомой шестерни, совместив зубчатый винт шестерни и полумуфты. После установки выдвинуть полумуфту на 10-15мм и, проворачивая фланец оси ведомой шестерни на 1 оборот, убедиться в том, что пружина находится в канавке манжеты, после чего вновь устанавливать полумуфту до упора. С помощью щипцов (рис. 87) установить пружинное кольцо (рис. 27 поз. 12) в канавку ведомой шестерни.
СБОРКА КРЫШКИ БЛОКА ВЕРХНЕЙ С ФИЛЬТРОМ ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
1. Установить фильтр тонкой очистки топлива (236-1117010-А4) на стержни подставки.
2. Вывернуть транспортные пробки (М14; 316154-П29, 1 шт., 312326-П34, 3 шт.) (S=19).
3. Установить крышку блока верхнюю (236-1002255-В4, 1 шт.) на стол, установить на крышку фильтр, вставить болты (М10, 252136-П2 2шт.) в отверстия крышки фильтра тонкой очистки топлива, установить на болты втулки кронштейна (252136-П2, 2шт.), закрепить гайками (М10, 250512-П29 2шт.) шайбами (252136-П2 2шт.) от руки.
4. Установить прокладку верхней крышки блока (236-1002258-А3) на шпильки.
5. Установить подсобранную крышку, затем кронштейн генератора на шпильки. Установить шайбы (10, 252136-П2), на шпильки, навернуть гайки (М 10, 200325-П29 2 шт.) на 2-3 нитки резьбы от руки. Собрать болты крепления крышки с шайбами (10, 252136-П2), завернуть болты
на 2-3 нитки от руки.
6. Завернуть окончательно болты и гайки крепления крышки верхней с Мкр =25-32Н·м (2,5-3,2кгс·м) (S=14, 17).
7. Завернуть гайки крепления ФТОТ окончательно (S=17).
8. Отогнуть два усика замковой шайбы (312534-П2, 1 шт.) и плотно прижать к граням гайки.
9. Установить на крышку заглушку (236-1002282-Б, 1 шт.) с прокладкой (236-1002283-А, 1шт.), собрать болты крепления заглушки (М10, 201499-П29, 4шт.), завернуть болты на 2-3нитки от руки. Завернуть болты крепления заглушки окончательно (S=14).
10. Ввернуть шпильку (М8, 216233-П29, 1 шт.) крепления натяжной планки кронштейна шпильковертом.
УСТАНОВКА КАРТЕРА МАХОВИКА
1. Повернуть блок на стенде в положение для установки картера маховика.
2. Нанести 2-3 капли герметика в правое и левое нижние отверстия М12 блока цилиндров (герметик ЛОКАЙТ 243).
3. Установить прокладку картера маховика (236-1002314-Б, 1шт.) на штифты блока.
4. Установить оправку предохранительную (рис. 116) на задний конец коленчатого вала.
5. Зацепить картер маховика (7511-1002310-01, 1 шт.) подвеской (рис. 70) и установить его на штифты блока цилиндров. Проверить наличие пружины в канавке манжеты и отсутствие повреждений (разрывы, вырывы) рабочих поверхностей кромки манжеты. Манжета из фторкаучука, со старением. Смазать рабочую поверхность манжеты смазкой «Литол-24».
6. Собрать болты крепления картера маховика с шайбами, (М12, 310044-П29, 10 шт.) (12, 252137-П2, 10 шт.) завернуть болты в блок на 2-3 нитки резьбы от руки. Завернуть болты окончательно с Мкр=100-125Н·м (10-12,5кгс·м) (S=17).
Материал – Сталь 40Х; 42-46 HRCэ
Рис. 116 – Оправка предохранительная
УСТАНОВКА МАХОВИКА
1. Заполнить полость в коленчатом валу смазкой «Шрус».
2. Заполнить сепаратор подшипника (305К ГОСТ 8338-75) и корпус с манжетой (239-1701476, 1шт.) в расточку коленчатого вала до упора с помощью оправки (рис. 117).
3. Установить пластину (7511.1005137, 1 шт.) на штифты коленчатого вала, совместив выдавку в пластине с меткой со смещенным штифтом коленчатого вала.
4. Завернуть болты крепления маховика (М16, 7511.100512, 8шт.) на 2-3 нитки резьбы от руки.
5. Завернуть болты крепления маховика окончательно с Мкр=235-255Н·м (24-26кгс·м) (S=24).
Рис. 117 – Оправка
УСТАНОВКА КРОНШТЕЙНА ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ И МАСЛООЧИСТИТЕЛЯ ЦЕНТРОБЕЖНОГО
1. Установить болты (М10, 201499-П29, 3 шт.) с шайбами (252136-П2, 3 шт.) в отверстия маслоочистителя, установить на болты прокладку (236-1028122), установить маслоочиститель с болтами на блок.
2. Завернуть болты в блок цилиндров на 2-3 нитки от руки. Завернуть болты крепления маслоочистителя окончательно (S=14).
3. Собрать болты (М14, 200827-П29, 4 шт.) с шайбами (252016-П29, 4 шт.), установить болты в отверстия кронштейна передней опоры, установить кронштейн передней опоры (7511.10011020-20, 1 шт.) с болтами на блок цилиндров.
4. Завернуть болты на 2-3 нитки резьбы от руки.
5. Завернуть болты крепления кронштейна окончательно с Мкр=88-110Н·м (9-11кгс·м) (S=19).
УСТАНОВКА ТРУБ И КОЛЛЕКТОРОВ
1. Установка газопровода
- Перед сборкой на обработанную цилиндрическую поверхность коллектора выпускного переднего (238Ф-108022, 1шт.) нанести ровным слоем пасту уплотнительную УН-25 ТУ6-10-1284-86, излишки пасты после сборки удалить.
- Собрать болты крепления (240Н-1008504, 16шт.) коллектора со втулками (240Н-1008510, 16шт.), установить болты в отверстия фланцев коллекторов (238Ф-1008022 - коллектор выпускной передний - 2шт., 7511.1008026 – коллектор выпускной левый задний, 7511.1008025 – коллектор выпускной правый задний), установить прокладки (238Ф-1008027, 8шт.) на головки цилиндров.
- Завернуть болты на 2-3 нитки резьбы от руки. Завернуть болты крепления коллекторов окончательно с Мкр = 35,3-44,0Н·м (3,6-4,4кгс·м).
2. Установка водяных труб
- Собрать болты (М8, 201460-П29, 8шт.; М8, 201468-П29, 8шт.) с шайбами (252005-П29, 16шт.), установить болты в отверстия фланцев труб водяных (7511.1303104-20 – труба водяная передняя правая; 7511.1303112 – труба водяная задняя правая; 7511.1303105-10 – труба водяная
передняя левая; 7511-1303114 – труба водяная задняя левая), установить прокладки (7511.1303268, 8 шт.) на головки цилиндров.
- Завернуть болты на 2-3витка резьбы от руки, затем завернуть болты крепления водяных труб окончательно (S=12) с Мкр=11,7-17,6Н·м (1,2-1,8кгс·м).
- Ввернуть пробки (316169-П2, 2шт.) в отверстия задних водяных труб.
- Ввернуть кран (ПС7-0, 1шт.) в отверстие трубы водяной передней правой.
- Установить рукав (238Б-1013740, 1шт.) на сопрягаемые концы передней и задней правой трубы.
- Собрать прокладку (236-1306054А, 2шт.), корпус термостата с ниппелями в сборе (7511.1306050-10, 1шт.), термостат (ТС 107-1306100-06, 1шт.), патрубок с защитным экраном в сборе (7511.1306051-10, 1шт.) установить на передний торец трубы водяной передней правой и закрепить болтами (М8, 200276-П29, 4шт.) с шайбами (252135-П2, 4шт.),
- Повторить предыдущий переход для передней левой водяной трубы.
3. Установка коллекторов впускных.
- Собрать болты (М10, 201499-П29, 4шт. или М10, 201501-П29, 4шт.) с шайбами гровер (10, 252136-П2, 8шт.) и шайбами (10, 312300-П2, 4шт.). С одной стороны впускного коллектора отверстия под болты являются не круглыми (∅11мм), а овальными (снизу). На эти отверстия необходимо ставить более длинные болты (201505-П29) и две шайбы – сначала простую шайбу, а затем гроверную.
- Установить прокладки (236-1115026, 8шт.) на головки цилиндров, вставить болты в отверстия фланцев коллекторов.
- Завернуть болты на 2-3витка резьбы, а затем окончательно затянуть.
- Повторить предыдущий переход для другого коллектора.
4. Установка трубки топливной отводящей.
- Установить на трубку отводящую (238-1104346-В, 1шт.) два кляммера (315484-П29, 2шт.), обжать плоскогубцами.
- Собрать трубку с болтом (М6, 310122-П29, 1шт.) и уплотнительными шайбами (312482-П34, 2шт.), завернуть болт в правую головку цилиндров на 2-3витка резьбы от руки.
- Закрепить кляммеры трубки отводящей на шпильку крепления впускного коллектора левой головки цилиндров гайкой и болтами крепления верхней крышки на 2-3витка резьбы от руки.
- Завернуть болты и гайки крепления трубки окончательно (S = 14).
СБОРКА МАСЛЯНОГО НАСОСА С ТРУБКАМИ
Риc. 118 – Установка масляного насоса
1. Смазать кончики болтов (М8, 206513-П2, 2шт.) крепления чашки заборника (238Ф-1011300-А) герметиком, установить в отверстие чашки заборника и завернуть на 2-3витка резьбы в отверстия фланца трубы всасывающей (238Ф-1011400-Г) от руки. Завернуть окончательно (S=12).
2. Собрать болты (М8, 201458-П29, 2шт.) крепления трубки всасывающей с заборником в сборе (238-1011398-В2) с шайбами (8, 252135-П2, 2шт.), установить болты в отверстия фланца трубки всасывающей с заборником, установить на болты прокладку (236-1011296), установить трубку, завернуть болты на 3-4витка резьбы от руки.
3. Установить в отверстия редукционного клапана (238Б-1011048, 1шт.) болты (М8, 200274-П29, 2шт.) с шайбами пружинными (8, 252135-П2, 2шт.), установить на болты прокладку (236-1011126, 1шт.) и трубу отводящую (238Б1011350-Б) к масляному насосу, ввернуть болты крепления на 2-3витка резьбы от руки.
4. Установить сетку заборника и закрепить её в чашке заборника крючком (204А-1011318-Б).
5. Установка насоса масляного (рис. 118).
6. Собрать болты крепления (М10, 310254-П2, 2шт.) масляного насоса с шайбами (10, 252136-П2, 2шт.), установить болты в крепёжные отверстия масляного насоса, установить 1-2регулировочные прокладки (236-1011380, 2шт.) на штифты масляного насоса, завернуть болты в блок на 2-3витка от руки. Допускается устанавливать не более 2-х регулировочных прокладок между корпусом насоса и крышкой коренного подшипника коленчатого вала. Завернуть болты крепления масляного насоса окончательно с Мкр=90-100Н·м (9-10кгс·м) (S=14).
7. Повернуть окружной зазор в зацеплении шестерни вала коленчатого с промежуточной шестерней масляного насоса в трех точках при рабочем положении двигателя. Зазор должен быть в пределах 0,25-0,37мм.
Допускается производить проверку зазора в вертикальном положении двигателя, зазор при этом должен быть 0,22-0,38мм. Зазор менее 0,25мм и более 0,37мм необходимо регулировать изменением количества пластин.
8. Завернуть штуцер (К 1/4") в блок на 2-3 нитки от руки.
9. Завернуть последовательно болты (314681-П29) крепления трубки всасывающей с заборником и трубки отводящей окончательно (S=12).
10. Подсоединить трубку соединительную дифференциального клапана (238Б-1011098, 1шт.) к штуцеруклапана (314681-П29) предварительно вручную с помощью болта (М14, 310096-П2, 1шт.) и шайб (312326-П34, 2шт.).
11. Установить трубку отводящую до упора в отверстия фланца и дифференциального клапана, предварительно проверив наличие уплотнительных колец в клапане фланце.
12. Собрать болты (М8, 200270-П2, 2шт.) крепления клапана с шайбами (252135-П2, 2шт.), установить болты в отверстие клапана, ввернуть болты через прокладку (236-1011358-А) в блок на 2-3нитки резьбы от руки.
13. Вставить в отверстия фланца болты (М8, 200270-П2, 2шт.) с пружинными шайбами (252135-П2, 2шт.), установить фланец на блок цилиндров, подложив прокладку (236-1011358-А), ввернуть в отверстия блока болты вручную.
14. Завернуть болты крепления фланца и дифференциального клапана в блок окончательно (S=12).
15. Завернуть штуцер в блок окончательно (S=19).
16. Установить на болт (М14, 310096-П2, 1шт.) уплотнительную шайбу (312236-П34, 1шт.), вставить болт в отверстие соединительной трубы, установить на болт уплотнительную шайбу (312236-П34, 1шт.) и ввернуть вручную в штуцер.
17. Завернуть болты крепления соединительной трубы окончательно.
18. Провернуть вал коленчатый для проверки отсутствия задевания крышки шатуна о трубку.
УСТАНОВКА МАСЛЯНОГО КАРТЕРА
1. Нанести по 2-3 капли герметика «ЛОКТАЙТ-243» в резьбовые отверстия блока цилиндров под болты крепления масляного картера (10отверстий) которые выходят (пересекаются) в отверстия под стяжные болты.
2. Нанести на привалочную плоскость картера масляного (238Ф-1009010-Б2, 1шт.) тонкий слой уплотнительной пасты УН-25 ТУ6-10-1284-86.
3. Установить прокладку (238-1009040-Б, 1шт.) на привалочную плоскость картера, совместив ее по поверхностям картера.
4. Собрать сливную пробку (М24, 316180-П2, 1шт.) с прокладкой (201-1009042-Б), завернуть пробку в картер на 2-3 нитки резьбы от руки.
5. Собрать болты (М8, 201456-П29, 36шт.) крепления картера с шайбами (252135-П2, 36шт.), установить картер на блок глубокой частью вперед, завернуть 8 болтов коловоротным ключом и прижать прокладку к блоку цилиндров (S=12).
6. Вставить в отверстия картера остальные болты и завернуть болты крепления картера окончательно до сжатия пружинных шайб (S=12).
7. Установить на пробку (М24, 318180-П2) прокладку и ввернуть пробку в отверстие слива масла картера масляного (S=32).
Похожие статьи:
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 2.3. Кривошипно-шатунный механизм двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.2. Технические характеристики силовых агрегатов ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10
Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов, агрегатов, элементов транспортных средств → ЯМЗ-7511.10; ЯМЗ-7512.10; ЯМЗ-7513.10; ЯМЗ-7514.10; ЯМЗ-7601.10. Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 2.6. Система смазки двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 2.2. Цилиндры двигателей ЯМЗ-7601.10, ЯМЗ-7514.10, ЯМЗ-7513.10, ЯМЗ-7512.10, ЯМЗ-7511.10