На фоне падения продаж новых автомобилей в 2014 году объемы вторичного рынка в России только росли. В настоящее время из-за девальвации рубля, общей экономической ситуации этот рост будет только увеличиваться. Специалисты авторынка советуют, как правильно выбрать машину с пробегом.
Первичный отбор вариантов нужно начинать на этапе просмотра объявлений. Удобные возможности для этого предоставляют различные интернет-сервисы, которые позволяют отфильтровать объявления по определенным критериям. В них можно найти как объявления от частных лиц, так и предложения автосалонов, включая и площадки официальных автодилеров. Лучше сразу не рассматривать объявления с подозрительно низкими и неоправданно высокими ценами, а также предложения без фотографий или с недостаточно подробным описанием. При этом следует иметь в виду, что даже хорошая фотография не даст полного представления о наличии и характере внешних повреждений.
Специалисты авторынка рекомендуют обратить внимание на автомобили, которые были ранее приобретены новыми в России, а не на ввозились для перепродажи из-за границы. История о недорогой машине, эксплуатировавшейся в щадящих европейских условиях – миф, рассчитанный на доверчивого покупателя. Высокие ввозные пошлины делают нецелесообразным приобретение за границей автомобиля в хорошем состоянии. Обычно оттуда везут аварийные машины или откровенный хлам, который по пути приводят в относительный порядок и выдают в России за машину хорошего состояния. И совсем не редки случаи, когда нестарый дизельный Mercedes E-класса из Европы успел накрутить там не одну сотню тысяч километров пробега, работая в такси.
Договариваясь о встрече с продавцом, не нужно стесняться узнать о машине как можно больше до осмотра – настойчивые предложения обсудить все на месте или путаница при ответах на простые вопросы должны насторожить. Если автомобиль продает не сам владелец, следует поинтересоваться, на каком основании продавец действует от имени хозяина и как предполагает оформить сделку. Лучше осмотреть весь комплект документов: ПТС, свидетельство о регистрации и паспорт продавца. Для относительно свежих машин не лишним будет попросить и договор купли-продажи, где отражена информация об условиях первичной покупки, а также документы о выплате кредита, если автомобиль был куплен в долг.
При этом совсем не лишним будет проверить владельца автомобиля по «Банку данных исполнительных производств» Федеральной службы судебных приставов России. Это может вам сохранить деньги и здоровье. Не редки случаи, когда на вторичном рынке продают автомобиль должника по кредитам, налогам, алиментам, коммунальным услугам и прочее.
При этом совсем не стоит отбрасывать варианты покупки кредитного автомобиля, за который владелец еще не рассчитался с банком. В таком случае сделка проводится в самом банке, причем, часть суммы, уплаченной за автомобиль, пойдет на погашение кредита, остаток – продавцу.
Другое дело, когда купленный в кредит автомобиль мошенники пытаются продать как необремененный обязательствами. Обычно банки хранят ПТС от кредитных машин у себя, но мошенников это не останавливает. Во-первых, некоторые банки сами отдают ПТС владельцу кредитного автомобиля. Во-вторых, аферисты часто получают дубликат ПТС, ссылаясь на потерю оригинала. В таком случае в документе обязательно должна быть информация о причине его замены. Свежая дата выдачи ПТС сразу должна насторожить. Проверить, не обременен ли автомобиль кредитом, нетрудно. Сведения о том, что машина была куплена в кредит, содержатся в договоре купли-продажи. Если продавец не может его предоставить, эти сведения можно запросить у первого дилера, информацию о котором можно найти в ПТС. Однако и на это потребуется согласие собственника, так как не все дилеры готовы выдать информацию человеку со стороны. Такие данные предоставляются только собственнику данного автомобиля при предъявлении подтверждающих документов. Получается, если продавец отказывает обеспечить доступ к сведениям о первоначальном приобретении автомобиля, это сразу говорит о не совсем чистой финансовой истории возможного приобретения.
Салоны по продажам автомобилей с пробегом, которые работают с официальными автодилерами, как правило, делают проверку юридической чистоты сами, опираясь на профильные организации. Алексей Баринов, директор подразделения Blue Fish группы компаний Рольф утверждает, что покупатель в этом случае полностью защищен: «При возникновении проблем юридического характера клиент может гарантированно вернуть автомобиль и получить назад всю уплаченную за него сумму. В случае покупки машины с рук этого сделать не удастся».
Проверить юридическую чистоту автомобиля можно и дополнительно при помощи интернет-портала ГИБДД, где содержатся сведения о транспортных средствах, находящихся в розыске и имеющих ограничения на регистрационные действия. Жители Москвы могут воспользоваться более развернутым сервисом «Автокод», который, кроме того, предоставляет данные об участии автомобиля в ДТП и наложенных на него штрафах. Если доступа к сети нет, можно попросить о проверке сотрудников ДПС. Компьютеры с доступом к базам данных есть и на стационарных постах, и в служебных машинах.
О техническом состоянии автомобиля судят по внешнему виду, проверке агрегатов, пробегу.
Честную информацию о пробеге может дать только сервисная книжка с отметками о регулярном прохождении регламентных ТО. Если продавец не может предоставить книжку, выявить реальный пробег почти невозможно. На информацию на приборной панели ориентироваться не стоит – «скрутить» одометр можно на любом автомобиле. Многие современные модели хранят информацию о пробеге не в одном месте, но подчистить можно везде. Можно скрыть и другие неисправности: контрольные лампы просто отключают или аккуратно заклеивают черным скотчем, разобрав панель приборов – покупатель даже не заметит, что сигнализатор не включается при предпусковом тесте. А плавающие ошибки, которые возникают изредка, перед показом клиенту просто сбросят.
Лучше оценивать реальное состояние машины по косвенным признакам, таким как состояние салона, лакокрасочного покрытия, тормозных дисков, подвески и других узлов. Специалисты рекомендуют обращать особое внимание на состояние рулевого колеса, сидений и педалей. Чехлы на креслах всегда скрывают потертости обивки или дырки, возникшие в процессе неаккуратной эксплуатации. Общее состояние салона косвенно говорит и об отношении владельца к машине в целом и сроке эксплуатации.
При покупке машины с рук придется полагаться только на свои силы. В первую очередь нужно осмотреть кузов: детали должны иметь примерно одинаковый оттенок, зазоры между ними быть равномерными. Найти сомнительные места поможет толщиномер – толстый слой шпаклевки под краской говорит о том, что деталь ремонтировали. Проверить стоит и стойки кузова. Насторожить должны отпечатки краски на резиновых уплотнителях, следы откручивания болтов кузовных элементов и волны панелей кузова. Качественный ремонт отдельных кузовных деталей пугать не должен, а вот замена всего передка или нескольких деталей задней части, равно как и толстый слой шпаклевки на крыше, говорят о серьезной аварии в прошлом.
Обязательно следует совершить поездку по неровной дороге – это поможет оценить работу подвески, рулевого управления и коробки передач. Наличие в багажнике открытых банок с маслами или другими эксплуатационными жидкостями говорит о постоянной необходимости их долива.
Двигатель должен легко запускаться и устойчиво работать на холостых оборотах, плавно набирать обороты и уверенно, без провалов разгонять автомобиль. Металлические звуки и неравномерность работы должны насторожить, как и выхлоп сизого или черного цвета – все это прямо или косвенно может свидетельствовать о прогрессирующих неисправностях. Не лишним будет отвернуть после работы двигателя пробку для залива масла и провести пальцем по внутренней поверхности клапанной крышки. Такая простая диагностика может много рассказать о состоянии клапанов, маслосъёмных колпачков, как регулярно менялось масло прежним владельцем и, вообще, соответствовало ли масло требованиям эксплуатации автомобиля.
Кроме этого, практически любой автосервис за умеренную плату возьмется проверить техническое состояние автомобиля и даже выдаст лист диагностики, но гарантий при этом не даст. А вот продавцы дилерских отделов trade-in уверяют, что всегда проводят диагностику перед тем, как выставить автомобиль на продажу. Стандартная процедура проверки включает в себя проверку лакокрасочного покрытия, подвески и тормозной системы, работоспособность КПП и ДВС.
Застраховаться от поломок, покупая подержанный автомобиль с рук, невозможно, но крупные салоны и автодилеры могут предложить дополнительную гарантию на такую машину. При желании клиента ему может быть предоставлена услуга страхования от поломок, которая дает возможность бесплатно ремонтироваться в дилерском центре, то есть фактически является аналогом гарантии на новые автомобили.
Не стоит забывать и о том, что за фирменную гарантию на подержанный автомобиль в салоне автодилера вполне резонно могут попросить дополнительную плату.