Генератор 3212.3771 (БАТЭ) устанавливается на двигатели ЗМЗ-405,-406; от генератора 9422.3701 (см. раздел «8.3. Генератор») отличается наличием дополнительного вывода c обмоток статора и восемью силовыми диодами в выпрямительном блоке. Максимальный ток генератора 90 А, номинальное напряжение 14 В.
Для снятия генератора отключаем аккумуляторную батарею.
Снимаем воздушный фильтр (см.раздел «4.2.1. Замена фильтров системы питания (автомобили с 2003г)»).
Ослабляем натяжение ремня и снимаем ремень со шкива генератора.
Снимаем защитный чехол с вывода «B+» генератора.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления и снимаем наконечник провода с вывода «B+» генератора.
Снимаем колодку провода с вывода «D» генератора.
Ключом «на 13» отворачиваем гайку болта нижнего крепления генератора, удерживая болт от проворачивания ключом «на 12».
Вынимаем болт.
Аналогично отворачиваем гайку болта верхнего крепления генератора.
Головкой «на 12» отворачиваем на несколько оборотов стяжной болт проушины кронштейна генератора.
Вынимаем болт верхнего крепления генератора...
...и снимаем генератор с автомобиля.
Чтобы не потерять втулку, вынимаем ее из проушины и надеваем на болт.
Поочередно отводя три фиксатора, шлицевой отверткой приподнимаем пластмассовый кожух...
...и снимаем его с генератора.
Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения и, немного приподняв его...
...снимаем с вывода регулятора наконечник провода.
Ключом «на 10» отворачиваем гайку...
...и снимаем с вывода «В+» дистанционную втулку и шайбу.
Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора.
Снимаем конденсатор (наконечник его провода надет на вывод «В+» генератора).
Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления выпрямительного блока.
Вынимаем винт с двумя металлическими (пружинной и плоской) и одной пластмассовой шайбами.
Аналогично отворачиваем три других винта крепления выпрямительного блока. Эти четыре винта крепят также наконечники четырех выводов обмоток статора.
Отводим в сторону выводы...
...и снимаем выпрямительный блок.
Зажимаем генератор за проушину крепления в тисках.
Высокой головкой «на 21» с помощью накидного или газового ключа отворачиваем гайку крепления шкива генератора, удерживая ротор генератора от вращения шестигранником «на 8», через отверстие в головке.
Под гайкой установлена пружинная шайба.
Снимаем шкив.
Помечаем взаимное положение крышек генератора и статора.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышек генератора.
Снимаем переднюю крышку генератора.
Вынимаем из задней крышки статор...
...и ротор.
Проверку обмоток статора и ротора см. в разд. «8.3.1. Ремонт генератора и регулятор напряжения». Подшипники генератора должны вращаться без люфта, щелчков и заеданий. Неисправные подшипники заменяем.
Задний подшипник спрессовываем с вала ротора съемником. Для снятия переднего подшипника устанавливаем под переднюю крышку генератора отрезок трубы...
...и молотком через выколотку выбиваем подшипник.
Новый подшипник запрессовываем инструментальной головкой, уперев ее о наружное кольцо подшипника.
Собираем генератор в обратной последовательности, совмещая сделанные на крышках метки.
Начинать установку генератора на двигатель удобнее с крепления к верхнему кронштейну. Вставив болт верхнего крепления в отверстие передней крышки и кронштейна генератора, наживляем на нее гайку. Аналогично прикрепив генератор к нижнему кронштейну, затягиваем гайки болтов крепления генератора и стяжной болт проушины верхнего кронштейна.
Надеваем ремень привода вспомогательных агрегатов и регулируем его натяжение.