Датчик синхронизации
Датчик синхронизации – индуктивного типа (2612.1.113 BOSCH или 406.3847113), установлен на переднем торце двигателя внизу, с правой стороны и предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочим процессом двигателя.
Датчик представляет собой стержневой магнит с намотанной поверх него обмоткой и заключенный в корпус из высокопрочной пластмассы.
При прохождении зубьев диска синхронизации мимо торца сердечника на выводах датчика возникает сигнал, несущий информацию о частоте вращения коленчатого вала, а отсутствующие на диске синхронизации два зубца вызывают импульс сигнала, по которому блок управления определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра.
При выходе из строя датчика синхронизации и его цепей работа двигателя невозможна.
Проверка и замена датчика синхронизации
Отключаем аккумуляторную батарею.
Тонкой отверткой или шилом снимаем пружинный фиксатор колодки проводов...
...и отсоединяем колодку проводов датчика синхронизации.
Подсоединяем омметр к центральному и одному из боковых выводов.
Измеряем сопротивление обмотки датчика, которое должно быть в пределах 700–900 Ом.
Для дальнейшей проверки исправности датчика снимаем его с двигателя (см. ниже).
Снимаем брызговик двигателя (см. раздел «9.1.1. Снятие и замена наружных деталей кузова»).
Ключом «на 10» отворачиваем болт крепления датчика к блоку цилиндров…
…и вынимаем датчик из отверстия.
Отогнув две скобы крепления провода датчика к двигателю,…
…снимаем датчик.
В работоспособности датчика можно убедиться, подсоединив к его выводам вольтметр.
Быстро подносим металлический стержень к сердечнику датчика. Если датчик исправен, на приборе наблюдаются скачки напряжения.
Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
После установки датчика проверяем с помощью набора щупов зазор между его стержнем и зубьями диска синхронизации.
Зазор должен быть в пределах 1–1,5 мм.
Датчик детонации
Датчик детонации (0261231046 Bosch или GT 305) – пьезоэлектрического типа, установлен на блоке цилиндров двигателя под впускным трубопроводом четвертого цилиндра. Датчик воспринимает вибрации стенки блока, вызванные ударными волнами, образующимися при детонационном сгорании в цилиндрах, и выдает на соединительные контакты переменное напряжение, соответствующее уровню детонации двигателя. Блок
управления отфильтровывает сигналы, появляющиеся в результате случайных механических воздействий.
При выходе из строя датчика или неисправности в его цепи электронный блок управления перейдет в резервный режим работы с заведомо поздним углом опережения зажигания, включит лампу сигнализатора СЗ и запишет в память код неисправности (см. таблицу «Коды неисправностей»).
Снятие и проверка датчика детонации
Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею.
Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления датчика к стенке блока цилиндров (для наглядности впускной трубопровод снят).
Поддев шилом запорную пружину колодки проводов, отсоединяем датчик.
Подсоединяем к выводам датчика вольтметр и, легко постукивая по корпусу датчика твердым предметом, наблюдаем изменение напряжения.
Отсутствие импульсов напряжения указывает на неисправность датчика. Полностью убедиться в неисправности датчика можно только на специальном вибростенде.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Система зажигания двигателя ЗМЗ-4063 оснащена дополнительным датчиком температуры охлаждающей жидкости (19.3828 или 405226), установленным в бобышке корпуса термостата и не связанным с датчиками температуры и перегрева двигателя(см. раздел
«5.1. Система охлаждения двигателя»).
Снятие и проверка датчика температуры
Отключаем аккумуляторную батарею.
Шилом или тонкой отверткой поддев пружинный фиксатор колодки проводов,…
…отсоединяем колодку от датчика температуры.
Сливаем охлаждающую жидкость (см. раздел
«5.1.3. Замена насоса и охлаждающей жидкости»).
Ключом «на 19» отворачиваем...
...и снимаем датчик.
Собираем схему проверки датчика температуры (рис. 1).
Рис. 1. Схема проверки датчика температуры: 1 – переменный резистор 10 кОм; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – вольтметр; 4 – миллиамперметр; 5 – датчик.
Последними подсоединяем провода к клеммам аккумуляторной батареи, убедившись, что схема собрана правильно.
Переменным резистором при помощи миллиамперметра устанавливаем ток в цепи в интервале от 1 до 1,5 мА.
Вольтметром измеряем напряжение в цепи при комнатной температуре (около 20 °С).
Последовательно опуская датчик в нагретую до температуры 25, 40, 60, 80, 90 и 100 °С воду, по показаниям вольтметра составляем тепловую характеристику датчика.
У исправного датчика напряжение в цепи должно быть близким к величинам, указанным в таблице.
Характеристика датчика температуры (для датчика 19.3828 с током питания 1,5 мА)
Температура, °С |
Напряжение, В |
25 |
2,98 |
30 |
3,03 |
40 |
3,13 |
50 |
3,23 |
60 |
3,33 |
70 |
3,43 |
80 |
3,53 |
90 |
3,63 |
100 |
3,73 |
Неисправный датчик заменяем.
Устанавливаем датчик температуры в обратной последовательности, нанеся на его резьбу герметик.
Катушки зажигания
Катушка зажигания представляет собой трансформатор, преобразующий импульсы низкого напряжения, поступающие от блока управления на первичную обмотку, в импульсы высокого напряжения во вторичной обмотке.
На автомобиле с двигателем 3М3-4063 устанавливаются две двух- выводные катушки зажигания модели 3012.3705 или 406.3705. Их неисправности чаще всего объясняются перегревом или межвитковым замыканием вследствие работы с недопустимо большими зазорами между электродами свечей зажигания или в местах соединения высоковольтных проводов.
Проверка и замена катушек зажигания
Выключаем зажигание и отключаем аккумуляторную батарею.
Отсоединяем две колодки проводов от выводов первичной обмотки катушки зажигания.
Отсоединяем высоковольтные провода от выводов вторичной обмотки катушки зажигания.
Подключаем к выводам первичной обмотки катушки омметр и измеряем ее сопротивление.
У исправной катушки сопротивление первичной обмотки должно быть в пределах 0,4–0,5 Ом.
Чтобы получить точное значение измерений, соединив между собой щупы тестера, измеряем сопротивление проводов прибора.
Подключаем к высоковольтным выводам омметр и измеряем сопротивление вторичной обмотки катушки.
У исправной катушки сопротивление вторичной обмотки должно быть в пределах 5–7 кОм.
Более точно проверить исправность катушки можно только на специальном стенде. Исправная катушка должна развивать вторичное напряжение не менее 24 кВ, энергию искры – 50 мДж с длительностью 1,5 мс при частоте входного сигнала 50 Гц. Неисправную катушку зажигания заменяем.
Отсоединив от катушки провода,...
...ключом «на 12» отворачиваем два болта крепления катушки к крышке головки блока цилиндров…
…и снимаем катушку.
Устанавливаем катушку и подсоединяем к ней провода в обратном порядке.
Аналогично проверяем и при необходимости заменяем вторую катушку.
Провода высокого напряжения и наконечники свечей
Провода высокого напряжения изготовлены из провода ПВ ППВ диаметром 8 мм. На сердечник с ферритовым наполнителем намотана спираль из нихромового провода. Сердечник покрыт изоляцией и оболочкой из поливинилхлорида. На концах проводов установлены латунные наконечники.
Проверка высоковольтных проводов и наконечников свечей
Для проверки провода вынимаем его наконечники из катушки зажигания и наконечника свечи.
Омметром измеряем сопротивление провода высокого напряжения.
У исправных проводов 1-го и 2-го цилиндров оно должно быть не более 1000 Ом, а 3-го и 4-го – не более 900 Ом.
Угловой наконечник свечи (48.3707200) выполнен из полибутилентерефталата. В нем установлено помехоподавительное сопротивление, снижающее уровень радиопомех, возникающих при работе двигателя.
Для проверки исправности наконечника вынимаем его из крышки головки блока цилиндров.
Омметром измеряем сопротивление наконечника, которое не должно превышать 5,60 кОм.
Снятие свечей зажигания
Свечи зажигания установлены в колодцах крышки головки блока цилиндров.
Вынимаем наконечник.
Свечным ключом «на 21» с удлинителем и резиновым кольцом внутри отворачиваем свечу…
…и извлекаем ее из колодца.
Аналогично снимаем остальные три свечи.
У исправно работающей свечи цвет юбки изолятора центрального электрода должен быть серым или светло-коричневым.
Перед установкой новой свечи проверяем зазор между ее электродами. Убеждаемся, что уплотнительная шайба на месте и не деформирована.
Зазор между электродами свечи проверяем круглым проволочным щупом-калибром.
Для этого удобен специальный ключ, предназначенный для технического обслуживания системы зажигания, с набором необходимых щупов.
Аккуратно подгибая или отгибая боковой электрод, добиваемся зазора 0,7–0,85.
Свечу заворачиваем сначала от руки (без воротка), затем затягиваем моментом 3,1–3,8 кгс.м.
Датчик абсолютного давления
Датчик абсолютного давления установлен на щитке передка справа и предназначен для контроля разрежения во впускном трубопроводе. Датчик меняет выходное напряжение на выводе в зависимости от изменений подведенного к нему давления.
Снятие и проверка датчика абсолютного давления
Выключаем зажигание, отключаем аккумуляторную батарею.
Поддеваем тонкой отверткой или шилом пружинный фиксатор колодки проводов…
…и отсоединяем колодку от датчика.
Снимаем шланг со штуцера датчика.
Отверткой отворачиваем винт крепления датчика и снимаем датчик.
Проверяем датчик на специальном стенде.
Для того, чтобы убедиться в исправности датчика,…
…надеваем на выводы «1» и «2» датчика короткие обрезки полихлорвиниловой трубки небольшого диаметра.
Номера выводов обозначены на корпусе датчика.
Вставляем в трубки оголенные концы проводов от источника постоянного тока напряжением 5 В: «плюс» к выводу «1», «минус» – к выводу «2».
Подсоединяем «плюсовый» щуп вольтметра к выводу «3», а «минусовый» – к отрицательному выводу источника тока.
При создании разрежения в датчике (например, ртом через шланг)…
…напряжение на выходе исправного датчика должно уменьшаться.
Датчик абсолютного давления неремонтопригоден, неисправный – заменяем.
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.