Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»).
4.2. Электрооборудование. Генератор и порядок его установки.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С "массой" двигателя соединены все клеммы "–" (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.
ГЕНЕРАТОР
Трехфазный синхронный генератор переменного тока 9422.3701 со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения Я212А11Е предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля ГАЗ - 31029.
Технические данные
Номинальное напряжение, В |
14 |
Выпрямленный ток, А |
72 |
Частота вращения ротора генератора при температуре окружающей среды (25±10) °С при самовозбуждении в комплекте с аккумуляторной батареей при напряжении 13 В должна быть при токе нагрузки 28 А, не более мин-1 |
1600 |
Регулируемое напряжение генератора при температуре окружающей среды (25±10) °С и изменении тока нагрузки от (5+0,25) А до (63±3) А при частоте вращения (6000±300) мин-1 должно находится в пределах, В |
13,5...14,3 |
Ток возбуждения не более, А |
5,0 |
Масса генератора без шкива не более, кг |
4,9 |
Давление на щетки при сжатии пружины до 11,5 мм, Н |
0,044±0,0035 |
УСТРОЙСТВО И РАБОТА ГЕНЕРАТОРА
Рис.64. Генератор
1 - подшипник; 2 - блок БПВ; 3 - кольцо контактное; 4 - втулка; 5 - щеткодержатель с регулятором; 6 - кожух; 7 - крышка со стороны контактных колец; 8 - винт: 9 - ротор; 10 - статор; 11 - крышка со стороны привода; 12 - шайба упорная; 13 - конденсатор; 14 - шайба; 15 - гайка; 16 - шкив; 17 - подшипник.
Генератор (рис.64) состоит из следующих составных частей: статора 10, ротора 9, крышки 7 с установленным снаружи выпрямительным блоком 2 и конденсатором 13, крышки 11, щеткодержателя с регулятором 5, шкива 16, кожуха 6 .
Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали, имеет 36 равномерно расположенных по внутренней поверхности пазов, в которых размещена трехфазная обмотка, соединенная по схеме "двойная звезда".
Ротор состоит из вала, катушки возбуждения, намотанной на каркас, внутри которого запрессована стальная втулка, двух клювообразных половин ротора.
Для обеспечения охлаждения в каждой полюсной половине ротора при помощи контактной сварки приварен вентилятор. Со стороны контактных колец на вал напрессован подшипник 16 и два контактных кольца.
Крышка со стороны контактных колец снабжена вентиляционными окнами, в ступице крышки запрессована пластмассовая втулка, которая предназначена для удержания наружной обоймы подшипника от проворота и защиты щеткодержателя от попадания пыли и влаги.
Крышка со стороны привода имеет вентиляционные отверстия, в крышку установлен подшипник 17.
Щеткодержатель 5 состоит из пластмассового корпуса, на котором установлен регулятор напряжения и эл. графитовые щетки ЭГ 51А.
Генератор работает следующим образом: при прохождении через обмотку возбуждения постоянного тока, вокруг нее создается магнитный поток, пронизывающий втулку, клювообразные половины ротора, воздушный зазор и зубцы статора.
При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно проходит то северный, то южный полюс ротора.
При этом величина магнитного потока, пронизывающего зубцы статора, изменяются по величине и направлению, и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила.
Переменный ток, протекающий по обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным снаружи крышки со стороны контактных колец генератора.
ПОРЯДОК УСТАНОВКИ ГЕНЕРАТОРА
Рис.65. Электрическая схема подключения генератора в систему электрооборудования автомобиля
G1 - генератор; G2 - батарея аккумуляторная; Q1 - выключатель зажигания; B+, D, W - выводы генератора; С - конденсатор; HL - контрольная лампа; R1 - сопротивление шунтирующее; РН - регулятор напряжения.
Схема подключения генератора в систему электрооборудования автомобиля приведена на рис.65.
Перед монтажом генератора на двигатель в составе автомобиля отключить выключателем зажигания аккумуляторную батарею, удалить салфеткой консервирующий состав с посадочных мест, проверить вращение ротора и отсутствие задевания вентиляторов за крышки генератора.
Установить и закрепить генератор на кронштейнах двигателя (верхнем и нижнем).
Надежно присоединить провода к выводам "В+","D","W" генератора.
Похожие статьи:
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.2. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Газораспределительный механизм.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.3. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Система смазки.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.1. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Кривошипно - шатунный механизм.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.4. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Системы охлаждения, питания топливом, впуска воздуха и выпуска отработавших газов, вентиляции картера.
Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов, агрегатов, элементов транспортных средств → Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»)