Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»).
3.2. Ремонт деталей, узлов и агрегатов двигателя. Блок цилиндров, поршни, шатуны, промежуточный и коленчатый валы.
БЛОК ЦИЛИНДРОВ, ПОРШНИ, ШАТУНЫ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАЛ.
Блоки с пробоинами на стенках цилиндров, с трещинами на верхней плоскости блока и на ребрах, поддерживающих коренные подшипники, с пробоинами на водяной рубашке и картере подлежат выбраковке.
В результате естественного износа цилиндры в блоке приобретают по длине форму неправильного конуса, а по окружности - овала. Наибольшей величины износ достигает в верхней части цилиндров против верхнего компрессионного кольца, при положении поршня в ВМТ; наименьший - в нижней части, при положении поршня в НМТ.
Все цилиндры в одном блоке должны, как правило, обрабатываться под один и тот же ремонтный размер с допуском +0,024…+0,084 мм от номинала, за исключением случаев, когда требуется вывести неглубокие царапины на зеркале цилиндров (в пределах увеличения диаметра цилиндра на 0,10 мм), здесь допускается исправление только дефектных цилиндров.
В тех случаях, когда в распоряжении имеются лишь ограниченное число поршней рекомендуется рассчитать номинальный диаметр для каждого цилиндра, исходя из фактического размера диаметра юбки поршня, предназначенного для работы в данном цилиндре, и под этот размер обрабатывать цилиндры с указанным ниже допуском на обработку.
Отклонения от геометрически правильной формы цилиндров должны располагаться в поле допуска размерной группы на диаметр цилиндра.
Ремонт втулок опор промежуточного вала заключается в замене их ремонтными, увеличенной толщины, с последующей расточкой под стандартный или ремонтный размер , в зависимости от степени износа опорных шеек валов. Перед ремонтом опор промежуточного вала демонтировать трубку. При установке ремонтных втулок обеспечить совпадение отверстий масляных каналов. Расточку опор промежуточного вала производить за одну установку для обеспечения соосности.
Шейки промежуточного вала шлифуют под ремонтный размер в случае износа, превышающего максимально допустимый.
Повреждения резьбовых отверстий, в виде забоин или срыва резьбы менее двух ниток, восстанавливают прогонкой резьбы метчиком нормального размера.
Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера, постановкой резьбовых ввёртышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и менее трудоемкий.
Контролируемые параметры | Номинальный размер, мм | Предельно-допустимый размер, мм | Рем. размеры, мм | ||
1 | 2 | ||||
Диаметр цилиндров | 95,5+0,096+0,036* | 95,65 | +0,5 | +1,0 | |
Диаметр поршней | 95,5+0,048+0,012* | 95,4 | +0,5 | +1,0 | |
Зазор между поршнем и цилиндром (подбор) | 0,036…0,060 | 0,25 | - | - | |
Увеличение для ремонтных размеров цилиндров, поршней, поршневых колец | - | - | 0,5 | 1,0 | |
Ширина канавок под компрессионные кольца: | верхнего | 1,75+0,075-0,050 | 2,1 | - | - |
нижнего | 2,00+0,075-0,050 | 2,1 | - | - | |
Зазор по высоте между канавкой и кольцом | 0,096…0,060 | 0,15 | - | - | |
Диаметр опор под вкладыши коренных подшипников | 67+0,019 | 67,03 | - | - | |
Радиальное биение средних опор относительно крайних | 0,02 | 0,05 | - | - | |
Диаметр втулок опор промежуточного вала: | передней | 49+0,050+0,025 | 49,1 | -0,2 | - |
задней | 22+0,041+0,020 | 22,1 | -0,2 | - | |
Диаметр шеек промежуточного вала: | передней | 49-0,016-0,041 | 48,95 | -0,2 | - |
задней | 22-0.013 | 21,95 | -0,2 | - | |
Диаметр кривошипной головки шатуна | 60+0,019 | 60,03 | - | - | |
Диаметр поршневой головки шатуна | 22+0,007-0,003 | 22,01 | - | - | |
* Допуск 0,06 мм разбит на 5 групп – через 0,012 мм |
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ
При наличии трещин любого характера коленчатый вал подлежит выбраковке.
Для удаления скопившихся продуктов износа и нагара в полостях шатунных шеек коленчатого вала необходимо вывернуть пробки, промыть в водном растворе каустической соды, нагретом до 80°С, и металлическими ершами тщательно очистить от продуктов износа и нагара как сами полости, так и каналы масляной магистрали. После очистки полостей и каналов их рекомендуется промыть керосином, продуть и осушить сжатым воздухом.
При повреждении резьбы в отверстиях до двух ниток ее восстанавливают прогонкой под размер рабочего чертежа.
Если сорвано две и более ниток, то ремонт производят:
- резьба в отверстиях под болты крепления маховика - установкой резьбовых спиральных вставок;
- резьба в отверстии под храповик - нарезанием ремонтной резьбы;
- резьбы в отверстиях под пробки - нарезанием ремонтной резьбы.
Шатунные и коренные шейки, изношенные в пределах ремонтного размера, шлифуют под ближайший ремонтный размер с допуском, установленным для шеек номинального размера. Все шейки шлифуют под один ремонтный размер. Острые кромки фасок масляных каналов притупляют конусным абразивным инструментом, а затем шейки подвергают суперфинишированию.
Контролируемые параметры | Номинальный размер, мм | Предельно допустимый размер, мм | Рем.размеры, мм | ||
1 | 2 | 3 | |||
Диаметр коренных шеек. | 62-0,035-0,054 | 61,92 | -0,25 | -0,5 | -0,75 |
Диаметр расточки в блоке под коренные подшипники. | 67+0,019 | 67,03 | - | - | - |
Наибольшее допустимое биение коренных шеек. | 0,02 | 0,04 | - | - | - |
Диаметр шатунных шеек. | 56-0,025-0,044 | 55,92 | -0,25 | -0,5 | -0,75 |
Длина третьей коренной шейки между двумя опорными поверхностями. | 34+0,050 | 34,06 | - | - | - |
Ширина третьей опоры | 29-0,060-0,120 | 28,84 | - | - | - |
Осевой зазор колен вала (по упорному подшипнику). | 0,06…0,27 | 0,36 | - | - | - |
Наибольшая допустимая овальность шеек после шлифовки. | 0,005 | 0,01 | - | - | - |
Похожие статьи:
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.2. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Газораспределительный механизм.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.4. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Системы охлаждения, питания топливом, впуска воздуха и выпуска отработавших газов, вентиляции картера.
Инструкции по эксплуатации и ремонту узлов, агрегатов, элементов транспортных средств → Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»)
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.3. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Система смазки.
Инструкция по эксплуатации и ремонту силовых агрегатов, узлов и элементов → 1.1.1. Руководство по ремонту двигателя ЗМЗ – 409.10 (ОАО «Заволжский моторный завод»). Конструкция двигателя: Кривошипно - шатунный механизм.