ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
10.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт ножного тормоза. Главный тормозной цилиндр
рис. 101. Конструкция переднего тормоза автомобиля ГАЗ-66:
1— картер; 2 — прокладка; 3 — крышка; 4 — прокладка; 5 — пробка; 6 — наконечник; 7 — резервуар; 8 — наружная манжета; 9 — упорная крышка; 10 — резиновый колпак; 11 — толкатель; 12 — цилиндр; 13 — эксцентриковая ось; 14 — поршень; 15 — пружинный клапан; 16 - внутренняя манжета; 17 - пружина поршня; 18 - пружина клапана; 19 - впускной клапан; 20 - выпускной клапан; 21 - педаль; 22 - оттяжная пружина педали; 23 - компенсационное отверстие; 24 - перепускное отверстие.
В табл. 24 приведены размеры основных деталей ножного тормоза.
Номинальные и допустимые без ремонта размеры в основных сопряженных деталях ножных тормозов табл.24
Наименование размера |
Размер, мм |
номинальный |
допустимый без ремонта |
Наружный диаметр наружной манжеты поршня главного цилиндра |
33+0,5-0,1 |
32,85 |
Диаметр поршня главного цилиндра под манжету |
23,5-0,28-0,42 |
23,03 |
Внутренний диаметр наружной манжеты поршня главного цилиндра |
22,5-0,25 |
22,6 |
Отверстие под эксцентрик в колодке тормозов |
28+0,045 |
28,15 |
Эксцентрик опорного пальца колодки тормоза - наружный диаметр |
28-0,06-0,13 |
27,77 |
Отверстие под опорный палец в тормозном диске |
16+0,1 |
16,20 |
Диаметр опорной шейки опорного пальца колодок тормозов |
16-0,12 |
15,83 |
Диаметр поршня цилиндра усилителя под манжету |
12-0,12 |
11,83 |
Внутренний диаметр манжеты поршня цилиндра |
10+0,24 |
10,5 |
Диаметр корпуса уплотнителей и гайки корпуса уплотнителей цилиндра по манжету |
25+0,14 |
25,18 |
Наружный диаметр манжеты цилиндра |
26±0,15 |
26,15 |
Внутренний диаметр манжеты цилиндра |
8,5-0,2 |
8,70 |
Диаметр толкателя поршня цилиндра |
10-0,023-0,045 |
|
Диаметр цилиндра по корпусу уплотнителей |
20+0,045 |
29,08 |
Диаметр корпуса уплотнителей цилиндра под кольцо |
23,08-0,084 |
23,65 |
Диаметр сечения уплотнительного кольца цилиндра |
3,5-0,2 |
3,15 |
Внутренний диаметр манжеты поршня клапана управления |
4.5-0,25 |
4,60 |
Диаметр поршня клапана управления под манжету |
5-0,08 |
4,88 |
СНЯТИЕ ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА
Снятие главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А необходимо производить в следующей последовательности:
- Остановить двигатель и освободить усилитель от разряжения, нажав на тормозную педаль несколько раз.
- Отсоединить трубопровод от муфты главного цилиндра.
- Вытеснить из главного цилиндра тормозную жидкость в сосуд, нажимая на педаль несколько раз.
- Снять резиновый колпак со стяжным кольцом с конца главного цилиндра.
- Снять возвратную пружину педали тормоза, вынуть палец, толкатель с тягой и снять защитный колпак со стяжным кольцом.
- Снять главный цилиндр с кронштейна педалей. При отвертывании болтов рекомендуется пользоваться ключом, показанным на рис.102
Снятие главного цилиндра тормоза и сцепления автомобиля ГАЗ-66 необходимо выполнять в следующей последовательности:
- Освободить усилитель от разряжения.
- Отсоединить трубопроводы от муфт главного цилиндра.
- Вытеснить из главного цилиндра жидкость в сосуд.
- Снять кронштейн главного цилиндра с педалями в сборе.
- Снять резиновый колпак со стяжными кольцами с упорной крышки поршней.
- Отвернуть гайки эксцентриковых осей, вынуть эксцентриковые оси, вынуть толкатели поршней со втулками (под эксцентриковые оси) и защитными резиновыми колпаками из цилиндров.
- Снять цилиндр с кронштейна педалей.
рис. 102. Снятие главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А
РАЗБОРКА ГЛАВНОГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА
Разборку главного тормозного цилиндра необходимо выполнить в следующей последовательности.
- Очистить наружную поверхность цилиндра. Вывернуть пробку наливного отверстия с прокладкой. Вылить тормозную жидкость, оставшуюся в цилиндре и резервуаре.
- Снять муфты с медными прокладками.
- Вынуть из цилиндра стопорное кольцо, упорную шайбу (или снять упорную крышку с прокладкой для ГА3-66), поршень, манжету, пружину с держателем и клапаном. Для съёма деталей можно пустить сжатый воздух в цилиндр через выходное отверстие конца цилиндра.
- Снять крышку главного цилиндра с прокладкой.
РЕМОНТ ДЕТАЛЕЙ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
Промыть все детали главного цилиндра в чистом спирте и протереть чистой салфеткой. Проверить износ деталей и их состояние. Данные предельно допустимых размеров деталей главного цилиндра указаны в табл. 21.
Номинальные* и ремонтные размеры деталей главного цилиндра,мм Табл.21
Размер |
Диаметр цилиндра |
Диаметр поршня |
Диаметр рабочих кромок манжет |
Номинальный |
32,00+0,027 (32,08) |
32,00-0,025-0,050 (31,85) |
33,00±0,2 (32,75) |
1-й ремонтный |
32,25+0,027 |
32,25-0,025-0,050 |
33,50±0,2 |
2-й ремонтный |
32,50+0,027 |
32,50-0,025-0,050 |
- |
3-й ремонтный |
32,75+0,027 |
32,75-0,025-0,050 |
34,00±0,2 |
4-й ремонтный |
33,00+0,027 |
33,00-0,025-0,050 |
- |
* В скобках указаны размеры, допустимые без ремонта. |
Картер главного цилиндра. Проверить, нет ли задиров и коррозии на рабочей поверхности цилиндра. Очистить перепускное и выпускное отверстия картера деревянной палочкой, а компенсационное отверстие мягкой затупленной проволокой Ø0,6 мм.
Если на поверхности цилиндра имеются признаки задиров, коррозии и износа, его хонингуют до диаметра, не более 32,152 мм.
В этом случае устанавливают новые манжеты.
Если после ремонта появится течь, то цилиндр расточить, а затем хонинговать под один из ремонтных размеров. При этом устанавливают соответствующие размеры поршеней и манжет.
Поршень главного цилиндра. Проверить, нет ли задиров, коррозии, износа, не засорились ли перепускные отверстия. Если пружинный клапан, приклёпанный к переднему концу поршня, ненадежно сидит или сместился таким образом, что отверстия поршня открыты, установить клапан на место и дополнительной раскерновкой закрепить его.
Клапан. Очистить клапан перед мойкой затупленным инструментом и погрузить в спирт для промывки. При любых повреждениях или набухании обязательна замена.
Наливную пробку цилиндра тщательно очистить от грязи и прочистить вентиляционное отверстие.
Манжеты поршня главного цилиндра должны быть эластичными, а рабочие кромки — острыми и без изъянов.
СБОРКА, УСТАНОВКА НА АВТОМОБИЛЬ И ИСПЫТАНИЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
Перед сборкой все детали главного цилиндра промыть в чистом спирте и обдуть сжатым воздухом. Манжеты и зеркало цилиндра смазать касторовым маслом (ГОСТ 6757 — 63) или тормозной жидкостью БСК. Температура касторового масла должна быть не ниже 15°С.
Собирают главный цилиндр в порядке, обратном разборке.
После того как в цилиндр будут установлены пружина с клапаном и держателем в сборе, внутренняя манжета и поршень, проверить, хорошо ли возвращается поршень под действием пружины.
Установив в цилиндр шайбу и стопорное кольцо, проверить мягкой проволокой Ø 0,6 мм с затупленным концом, не перекрыто ли компенсационное отверстие манжеты.
После установки цилиндра на кронштейн педалей установить толкатель с колпаком в сборе в поршень цилиндра, не надевая колпак на корпус.
Испытать главный цилиндр. Для этого необходимо:
- установит в выходное отверстие гидравлический манометр;
- наполнить резервуар цилиндра тормозной жидкостью до нормального уровня. Во время испытания и после него при необходимости доливать жидкость;
- завернуть наливную пробку с прокладкой;
- прокачать цилиндр нажатием на педаль тормоза 2-3 раза, обтереть цилиндр;
- проверить цилиндр на герметичность под давлением 90 кГ/см2. Давление создавать нажатием на педаль с постоянным усилием. В течении 1,5 мин не должно быть подтекания жидкости, падения давления и перемещения педалей;
- проверить на герметичность клапан цилиндра, для этого нажать на педаль и отпустить её. Заметить показания манометра. Клапан должен поддерживать в системе избыточное давление 0,8 кГ/см2 в течении одного часа;
- отсоединить манометр от цилиндра и на его место подсоединить при помощи болта муфту с двумя новыми медными прокладками;
- присоединить трубопровод к муфте;
- вывернуть наливную пробку и залить тормозную жидкость до нормального уровня, завернуть пробку с прокладкой;
- надеть резиновый колпак на картер цилиндра и закрепить его стяжным кольцом;
- прокачать тормозную систему.
При сборке главного цилиндра ГАЗ-66 учесть, что в полость главного цилиндра привода сцепления клапан избыточного давления не устанавливают, а поршни упираются в крышку.
Похожие статьи:
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.1.4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Управление тормозными системами.
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 10.1.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Техническое обслуживание ножных тормозов
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 6.1. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Устройство. Тормозные механизмы
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 6.1.1. Тормозные системы автомобилей МАЗ. Устройство. Пневматический тормозной привод
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства "Соболь" (ГАЗ-2752, ГАЗ-2217, ГАЗ-22171, ГАЗ-2310). Неисправности гидроусилителя рулевого управления и тормозной системы.