ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
12.8. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Фары. Световые указатели поворотов. Переключатели и включатели освещения. Техническое обслуживание и неисправности
ФАРЫ
На автомобиле установлены двухсветные фары ФГ122-Б.
Фланцевая лампа А12 — 50+40 имеет две нити, накала: 50 свечей (дальний свет) и 40 свечей (ближний свет).
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФАР
Уход за фарами заключается в периодической проверке регулировки фар, в замене ламп и удалении пыли из корпуса фары. После замены лампы проверять регулировку фар.
Необходимо следить за тем, чтобы поперечные линии рисунка рассеивателя обеих фар всегда располагались строго горизонтально, а имеющаяся на нем надпись Верх была вверху. Для обеспечения полной отдачи света фарами все соединения проводов должны быть чистыми и плотными.
Лампы фар с потемневшими колбами заменять, не дожидаясь их перегорания.
Одни раз в год надо проверять падение напряжения в цепи фар.
При проверке надо включить дальний свет и измерить напряжение между зажимом включателя стартера, к которому присоединен провод от аккумуляторной батареи, и зажимом М (масса) генератора, а затем между зажимом дальнего света левой фары на соединительной панели проводов и зажимом М (масса) генератора.
Если разница этих напряжений превышает 0,6 В, нужно проверить чистоту и плотность соединений в цепи освещения и состояние центрального и ножного переключателя света.
Лампы, применяемые на автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 (номинальное напряжение 12В) Табл.35
Место установки ламп |
Количество |
Сила света, св
|
Тип лампы |
Фары |
2 |
50+40 |
А12 - 50+40 |
Подфарники |
2 |
21+6 |
А12 - 21+6 |
Задние фонари с «Стоп» свет и указатели поворота |
2 |
21 |
А12 - 21 |
Освещение номерного знака и габарит |
2 |
3 |
А12 - 3 |
Плафон кабины |
1 |
3 |
А12 - 3 |
Плафон кузова |
1* |
3 |
А12 - 3 |
Подкапотная лампа |
1 |
3 |
А12 - 3 |
Освещение приборов |
3** |
1 |
А12 - 1 |
Контрольная лампа указателя, поворотов |
1 |
1 |
А12 - 1 |
Контрольная лампа перегрева воды |
1 |
1 |
А12 - 1 |
Контрольная лампа разрядки |
1 |
1 |
А12 - 1 |
Контрольная лампа дальнего света |
1 |
1 |
А12 - 1 |
Контрольная лампа аварного давления масла |
1 |
1 |
А12 - 1 |
* Устанавливают только на автомобиль ГА3-53
** На автомобиле ГАЗ-66 — 5 шт |
РЕГУЛИРОВКА ФАР
Рис. 147. Разметка экрана для регулировки фар
Для регулировки фар необходимо:
- установить негруженный автомобиль на ровной горизонтальной площадке перед стенкой или экраном на расстоянии 7,5 м от неё и снять ободки обеих фар;
- включить свет и, действуя ножным переключателем, убедиться в том, что нити дальнего или ближнего света обеих фар загораются одновременно;
- включить дальний свет и, закрыв одну из фар, установить другую регулировочными винтами так, чтобы световое пятно на стене или экране было расположено, как показано на рис. 147.
Экран необходимо разметить по размерам, указанным в таблице. 36.
Размеры разметки экрана для регулировки фар автомобилей ГАЗ-53 и ГАЗ-66, мм Табл.36
Автомобиль |
Размер А |
Размер Б |
ГАЗ-53А |
975 |
740 |
ГАЗ-66 |
1000 |
775 |
Таким же образом установить вторую фару, наблюдая за тем, чтобы верхние края обоих световых пятен находились на одной высоте.
Такая установка обеих фар обеспечивает правильное распределение света на дороге при включении как дальнего, так в ближнего света.
РЕМОНТ ФАР
Перегоревшую лампу заменяют через отверстие, закрытое пластмассовой крышкой. Для снятия крышки необходимо, слегка нажав на неё, повернуть её до упора против часовой стрелки.
Треснутый или поврежденный рассеиватель заменить во избежание загрязнения отражателя.
При замене рассеивателя оптический элемент снять с фары, для чего нужно удалить наружный и внутренний ободки фары и разъединить соединительную колодку проводов.
Последовательно отогнуть зубцы отражателя и осторожно удалить поврежденный рассеиватель. Снять резиновую прокладку и выровнять зубцы плоскогубцами. Уложить прокладку на место, установить новый рассеиватель и завальцевать зубцы в приспособлении, показанном на рис. 148.
В исключительных случаях допускается завальцовка вручную при помощи плоскогубцев путем последовательной осторожной подгибки диаметрально противоположных зубцов. При ручной завальцовке зубцы выравнивать не нужно. В процессе замены рассеивателя запрещается прикасаться к отражающей поверхности отражателя. Если отражатель загрязнён, его следует промыть.
Рис. 148. Приспособление для завальцовки фар:
1 — рассеиватель; 2 — отражатель; 3 — резиновая прокладка; 4 — пуансон; 5 — матраца; 6 — фара
СВЕТОВЫЕ УКАЗАТЕЛИ ПОВОРОТА
1 — лампа переднего указателя поворотов; 2 — переключатель; 3 — прерыватель; 4 — контрольная лампа; 5 — включатель стоп-сигнала; 6 — предохранитель цепи освещения; 7 - лампа заднего указателя поворотов; 8 - аккумуляторная батарея; 9 - включатель зажигания; 10 - предохранитель цепи приборов.
1 — лампа переднего указателя поворотов; 2 — подвижные контактные пластины; 3 — неподвижные контакты; 4 — включатель стоп-сигналов; 5 — прерыватель: 6 — прерыватель цепи освещения; 7 — лампа заднего указателя поворотов; 8 — аккумуляторная батарея; 9 — включатель зажигания; 10 — предохранитель цепи приборов и указателей поворотов; 11 — контрольная лампа.
Рис.151. Схема проверки переключателя указателей поворота П105 автомобиля ГА3-53А:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — проверяемые переключатель; 3, 4, 5, 6 — контрольные лампы
Ж - жёлтый; З - зелёный; Р - розовый; Г - голубой; С - серый
Схемы включения указателей поворота показаны на рис. 149 и 150. Подфарники и задний фонарь включают переключателем типа П105 на автомобиле ГАЗ-53А и П118 на автомобиле ГАЗ-66. Работу переключателей проверяют при помощи контрольных ламп по схемам, показанным на рис. 151 и 152.
В выключенном положении должны гореть лампы 4 и 5, при включении правого поворота лампы 4 и 6, а при левом повороте лампы 3 и 5.
Если на автомобиле ГАЗ-53А переключатель не выключается после выхода автомобиля из поворота, подрегулировать положение переключателя. Для этого отпустить два винта крепления переключателя к кронштейну и перемещением переключателя добиться, чтобы резиновый ролик не касался ступицы рулевого колеса при выключенном положении (должен быть зазор 2 - 2,5 мм).
При включении переключателя ролик должен надежно прижиматься к ступице колеса.
Через каждые 25000 км пробега автомобиля в переключателе П105 смазывать ось ролика, ось рычага и пластину рычага, прижимающую ролик. Указатели поворота горят мигающим светом (70 — 100 миганий в минуту). Это достигается включением в электрическую цепь указателей поворота прерывателя типа РС57.
Работу указателей поворотов проверяют при помощи контрольной лампы. При сгорании нити накала лампы в подфарнике или заднем фонаре частота,мигания контрольной лампы резко увеличивается. При повреждении прерыватель заменить.
Рис.152. Схема проверки переключателя указателей поворотов П118 автомобиля ГАЗ-66:
1 - аккумуляторная батарея; 2 - проверяемый переключатель; 3, 4, 5, 6 - контрольные лампы
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛИ И ВКЛЮЧАТЕЛИ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Центральный переключатель света. П38 имеет три фиксированных положения. При перемещении штока он должен четко фиксироваться. Усилие перемещения штока 1,5 — 4 кГ.
Для проверки переключателя собрать схему, показанную на рис. 153.
Рис. 15З. Схема проверки центрального переключателя света:
1, 2, 5 и 6 — контрольные лампы; 3 — проверяемый переключатель; 4 — аккумуляторная батарея
В положении I ручки центрального переключателя контрольные лампы гореть не должны. В положении II должны гореть лампы 1 и 2, а при повороте ручки по часовой стрелке должна загораться лампа 5 и гореть без миганий при вращении ручки до упора. Поворачивая ручку против часовой стрелки, лампа 5 должна гореть в погаснуть только перед упором.
В положении III должны гореть лампы 2 и 6, а также лампа 5.
Если контрольные лампы не загораются в соответствующих положениях, то переключатель разобрать и осмотреть. Для разборки отогнуть лапки крепления контактной панели.
Если контактные поверхности подгорели, их следует зачистить. Трущиеся поверхности каретки слегка смазать. Если контактные поверхности или изоляционная панель имеют сильное выгорание, переключатель заменить. Падение напряжения на клеммах переключателя не должно превышать 0,1В при прохождении тока силой 5А.
Ножной переключатель света. Плунжер переключателя должен свободно перемещаться при нажатии на него и возвращаться в исходное положение после снятия нагрузки. Поврежденный резиновый защитный уплотнитель заменить. Ножной переключатель проверяют при помощи контрольных ламп.
При подключении аккумуляторной батареи к клемме Б одна из ламп должна гореть. При переключении должна загораться другая, а первая гаснуть. Падение напряжения на клеммах переключателя не должно превышать 0,1В при силе тока 5А.
Неисправный переключатель подлежит замене.
Рис. 154. Схема проверки включателя стоп-сигнала:
1 - манометр; 2 - включатель; 3 - контрольная лампа; 4 - аккумуляторная батарея; 5 — гидровлический насос.
Включатель стоп-сигнала. Для проверки включателя собрать схему, показанную на рис. 154. Включатель 2 установить в гидравлический насос 5, создающий давление 6 кГ/см2. Насос должен быть заправлен тормозной жидкостью.
Повышая давление, определить, при каком давлении загорится контрольная лампа 8. Правильно отрегулированный включатель должен срабатывать при давлении 3,5-6 кГ/см2.
Включатель, срабатывающий при другом давлении или имеющий течь, подлежит замене.
НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причины неисправности |
Способы устранения |
Не горят отдельные лампы |
Перегорание нити накала |
Перегоревшие лампы заменять |
Нарушение контакта в патроне лампы |
Зачистить окислившийся контакт или цоколь лампы, подогнуть пружинный контакт патрона |
Нарушение контакта в соединительной панели |
Подтянуть клеммы соединительных панелей |
Неисправность включателя или переключателя |
При помощи контрольной лампы проверить исправность включателя или переключателя и при необходимости заменить |
Не горит стоп-сигнал |
Отсоединились провода от включателя стоп-сигнала |
Присоединить провода |
Не работает вся система освещения |
Отключился предохранитель системы освещения в результате короткого замыкания |
Устранить повреждение и включить предохранитель |
Частое перегорание нитей накала ламп |
Завышенная регулировка напряжения |
Проверить реле-регулятор |
Не работают указателя поворота |
Отключился предохранитель в результате короткого замыкания |
Пользуясь схемой, найти и устранить повреждение и включить предохранитель |
Перегорание прерывателя указателей поворотов |
Заменить прерыватель указателей поворота |
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.4.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Кривошипно-шатунный механизм
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Очистка деталей
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя