ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
12.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Аккумуляторная батарея. Техническое обслуживание и неисправности
Безотказная работа электрооборудования автомобилей возможна только при хорошем состоянии аккумуляторной батареи.
Основные технические данные аккумуляторной батареи
Тип (ГОСТ 959 — 51) |
6-СТ-68-ЭМ |
Номинальное напряжение, В |
12 |
Емкость при 10-часовом разряде и температуре электролита +30°С, А.Ч |
68 |
Сила разряднско тока при 10-часовом разряде, А |
6,8 |
Емкость при стартерном режиме, А.Ч: |
при начальной температуре электролита +30°С |
18,7 |
при начальной температуре электролита -18°С |
10,2 |
Сила разрядного тока при стартерном режиме, А |
205 |
Минимальная длительность разряда на стартерном режиме, мин: |
при начальной температуре электролита +30°С |
5,5 |
при начальной температуре электролита -18°С |
5 |
Количество положительных пластин в одном элементе |
5 |
Количество отрицательных пластин в одном элементе |
6 |
Объём электролита, заливаемого в шесть элементов батареи, Л |
5 |
Сила тока заряда, А |
7 |
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Батарею периодически осматривать и содержать в чистоте и в заряженном состоянии.
Загрязнение поверхности аккумуляторных батарей, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быстрый разряд батареи и препятствуют нормальному заряду её. Если батареи часто и длительное время находятся в разряженном или даже полузаряженном состоянии, возникает сульфатация пластин (покрытие пластин крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к
снижению ёмкости и к увеличению внутреннего сопротивления батареи.
Обнажённая вследствие понижения уровня электролита часть пластин также сульфатируется.
Большой вред батарее приносят длительные пуски двигателя, особенно в холодное время. При запуске холодного двигателя стартер потребляет большой ток, который может вызвать коробление пластин и выпадание активной массы из них.
Электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть сухой ветошью или ветошью, смочённой в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10$-ный раствор). Окислившиеся штыри батарей и наконечники проводов очистить и неконтактные поверхности их смазать техническим вазелином или солидолом.
Если на поверхности мастики в батарее появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики, электрическим паяльником.
Не следует допускать натяжения проводов, так как это приводит к образованию трещин в мастике.
Степень разряженностн батарей определяется по плотности электролита (табл. 31 и табл. 32). Перед проверкой плотности, если доливали электролит в аккумуляторы батареи, нужно пустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзаряде батареи электролит перемешался.
В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот аккумуляторную батарею снять с автомобиля, подключить на нормальный заряд силой тока 7А, а в конце заряда при непрекращающемся токе заряда довести плотность электролита до значений, указанных
в табл. 32 в несколько приемов при помощи резиновой груши отсасыванием электролита из элемента и доливкой дистиллированной воды при переходе на летнюю эксплуатацию и доливкой кислоты плотности 1,400 при переходе на зимнюю эксплуатацию.
Промежуток между двумя добавками воды или кислоты должен быть не менее 30 мин.
Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась выше допустимого предела, то её снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Такую батарею заряжать силой тока 7А до начала выделения газов.
После этого уменьшив силу тока в два раза, продолжать заряд, пока не начнётся обильное выделение газов и не установится постоянное напряжение и плотность электролита в течение 2 ч подряд.
Полностью разряженную батарею ставить на заряд не позже чем через 24 ч после разрядки.
Плотность электролита для различных климатических районов табл 31
Районы |
Плотность электролита, приведённая к 15°С |
заливаемого перед первым зарядом |
в конце заряда |
С резко континентальным климатом с температурой ниже 40°С: |
зимой |
1,290 |
1,310 |
летом |
1,250 |
1,270 |
Северные с температурой зимой до -40°С |
1,270 |
1,290 |
Центральные с температурой зимой до -30°С |
1,250 |
1,270 |
Южные |
1,230 |
1,250 |
Примечание: Допустимое отклонение плотности электролита не должно превышать ±0,010 единиц.
Сухозаряженная батарея имеет дополнительную маркировку буквой З
|
Плотность электролита в зависимости от степени заряженности Табл. 32
Плотность электролита в конце зарядки (при 15°С) |
Плотность электролита при 15°С, соответствующая разряженности батареи на 25% |
Плотность электролита при 15°С, соответствующая разряженности батареи на 50% |
1,310 |
1,270 |
1,230 |
1,290 |
1,250 |
1,210 |
1,270 |
1,230 |
1,190 |
1,250 |
1,210 |
1,170 |
1,230 |
1,190 |
1,150 |
Примечание: Горьковский автомобильный завод выпускает автомобили с плотностью электролита в аккумуляторных батареях 1,270 |
ИЗМЕРЕНИЕ ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
Плотность электролита зависит от степени заряженности батареи (табл. 32). Измеряется плотность электролита кислотомером-ареометром, помещенным в пипетке.
Для измерения плотности электролита после доливки в него воды или после пуска двигателя стартером батарею подвергнуть непродолжительному заряду тока небольшой силы или дать ей постоять 1 — 2 ч (без заряда) для того, чтобы выровнялась плотность электролита.
Если температура электролита выше или ниже 15°С, следует вводить соответствующую поправку, т.е. приводить плотность электролита к 15°С.
При повышении температуры на 15°С плотность уменьшается приблизительно на 0,01, а при понижении температуры на 15°С плотность увеличивается на 0,01.
Если плотность электролита в аккумуляторах неодинакова и разница получается более 0,01, то её выровнять, доливая электролит плотностью 1,4 или дистиллированную воду.
Доливать в аккумулятор электролит плотностью 1,4 можно только в том случае, когда батарея полностью заряжена, т.е. когда плотность электролита достигла постоянства и вследствие кипения обеспечивается быстрое и надежное перемешивание электролита.
При определении степени разряженности батареи руководствоваться табл. 32, внося соответствующие поправки к плотности в зависимости от температуры электролита.
Если при проверке окажется, что аккумуляторная батарея разряжена более чем на 50% летом и 25% зимой, её следует поставить на заряд.
НЕИСПРАВНОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Причина неисправности |
Способы устранения |
Стартер прокручивает коленчатый вал двигателя с малой скоростью, низкая плотность электролита |
Батарея разряжена выше допустимого предела |
Зарядить батарею |
Неисправен генератор |
Проверить генератор |
Неисправен реле-регулятор |
Проверить реле-регулятор |
Неисправна проводка |
Утечка тока, вызываемая неисправностью электрической цепи. Чтобы выявить эту неисправность, необходимо при установке на автомобиль заряженной батареи присоединить провод в положительному зажиму батареи, выключить все потребители и проводом от массы коснуться дважды отрицательного зажима аккумуляторной батареи. Искра в момент повторного прикосновения свидетельствует о неисправности в одной из цепей. При наличие в автомобиле часов при первом присоединении провода искра может быть от подзавода часов. При повторном присоединении провода искры не должно быть. Если при повторном присоединении провода есть искра, то, пользуясь схемой электрооборудования и указаниями, приведенными в соответствующих рубриках этого
раздела, последовательно проверить исправность в цепях низкого напряжения системы зажигания, стартера, освещения и сигнала |
Недостаточный уровень электролита |
Довести уровень электролита до нормы |
Сульфатация пластин |
Незначительная сульфатация пластин может быть устранена следующим образом: вылить из батареи электролит и залить дистиллированной водой, заряжать током 2,5А до достижения плотности 1,150, затем электролит выливают и вновь наливают дистиллированной воды. Эту операцию повторяют несколько раз, пока плотность электролита не перестанет повышаться во время заряда. После этого заливают электролит нормальной плотности и делают нормальный заряд |
Быстрое выкипание электролита |
Нарушена регулировка регулятора
напряжения |
Проверять реле-регулятор |
Короткое замыкание в одном из элементов. Попадание в электролит вредных примесей |
Элемент с коротким замыканием заменять или отремонтировать. Вылить электролит и залить новый |
Похожие статьи:
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Очистка деталей
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Двигатель
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.4.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Определение технического состояния и ремонт отдельных деталей и узлов двигателя. Кривошипно-шатунный механизм
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 2.3.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Разборка двигателя
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания