Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-43115, КамАЗ-65115, КамАЗ-6540, КамАЗ-53229, КамАЗ-4326, КамАЗ-53215, КамАЗ-54115).
2. Силовой агрегат, подвеска, двигатель
2. Силовой агрегат, подвеска, двигатель
2.1. Силовой агрегат, подвеска, техническое обслуживание, ремонт.
2.1.1. Двигатели Камаз-740.10, Камаз-7403.10, Камаз-740.11-240.
2.1.2. Техническое обслуживание двигателей.
2.1.3. Возможные неисправности двигателя КамАЗ и способы их устранения.
2.1.4. Ремонт двигателя.
2.2. Блок цилиндров и привод агрегатов.
2.3. Кривошипно-шатунный механизм.
2.4. Механизм газораспределения.
2.4.1. Проверка и регулировка тепловых зазоров в ГРМ.
2.5. Система смазки.
2.6. Система питания топливом.
2.6.1. Техническое обслуживание, проверка и регулировка работы топливной системы.
2.6.2. Ремонт топливной системы двигателя.
2.7. Системы питания двигателя воздухом и выпуска отработавших газов.
2.7.1. Техническое обслуживание, проверка системы обеспечения двигателя воздухом.
2.7.2. Ремонт турбонаддува.
2.8. Система охлаждения.
2.8.1. Техническое обслуживание системы охлаждения, регулировка привода генератора.
2.8.2. Ремонт системы охлаждения.
8. Электрооборудование
8. Электрооборудование
8.1. Электрооборудование автомобилей КамАЗ.
8.1.1. Схемы электрические функциональные.
8.2. Генератор.
8.2.1. Тех.обслуживание генератора. Неисправности.
8.2.2. Ремонт генератора.
8.3. Стартер.
8.3.1. Тех.обслуживание стартера. Неисправности.
8.3.2. Ремонт стартера.
8.4. Аккумуляторные батареи.
8.4.1. Тех.обслуживание аккумуляторных батарей.
8.4.2. Ремонт и хранение аккумуляторных батарей.
8.5. Система освещения, тех.обслуживание, регулировка.
8.6. Контрольно-измерительные приборы, тех.обслуживание, ремонт.
8.7. Система звуковой сигнализации, тех.обслуживание, ремонт.
8.8. Коммутационная аппаратура, тех.обслуживание.
8.9. Электропровода, предохранители, тех.обслуживание, ремонт.
Форум КамАЗ
4.5. Ведущие мосты
В семействе автомобилей КамАЗ используется множество различных ведущих мостов, которые имеют как существенные так и не существенные конструктивные отличия. Все ведущие мосты можно привести к пяти типам, показанным на рисунке (рис.180). Ведущие мосты полноприводных и не полноприводных автомобилей отличаются конструкцией картеров и главных передач.
Конструкции различных моделей ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются наличием механизма блокировки межколесного дифференциала (МКБ), шестернями главных передач, ступицами и элементами тормозного механизма.
Передние ведущие мосты полноприводных автомобилей отличаются от промежуточных и задних конструкцией картеров, главных передач, наличием элементов поворотного механизма. Конструкцию различных модификаций передних ведущих мостов полноприводных автомобилей во много идентичны и отличаются главными передачами и элементами тормозного механизма.
Основные отличия различных моделей не полноприводных мостов: дисковое или ступичное крепление колес; усиленная балка картера (лист 14мм); наличие или отсутствие МКБ, усиленные полуоси; различные элементы тормозных механизмов под различные тормозные камеры; различные главные передачи с различными передаточными отношениями (7,22; 6,53; 5,94; 5,43); и другие несущественные конструктивные отличия.
Некоторые наиболее часто применяемые в комплектациях автомобилей ведущие мосты и их основные конструктивные отличия представлены в таблице 31.
таблица 31
Мост
|
Картер
|
Главная передача
|
Ступица |
Тормозной механизм |
Тормозные камеры |
Кулак |
Мосты полноприводные автомобилей ххх - 23ххххххх передние |
4310-2300010 |
4310-2301010 |
4310-2302010 |
4310-3103011 |
В составе мостов |
100-3519210 |
4310-23004062 |
43114-2300012 |
43114-2302010 |
4310-3103009 |
|
4310-23004064 |
4326-2300010 |
4326-2302010 |
4310-3103011 |
100-3519210 |
4310-23004065 |
Мосты полноприводных автомобилей ххх - 25ххххххх средние и ххх - 24ххххххх задние |
4310-2400010 |
4310-2501010 |
4310-2402010 |
4310-3103011 |
4310-3502010 |
100-3519210 |
4310-2403070
4310-2403071
|
4310-2500010 |
4310-2502010 |
43114-2500010 |
43114-2501007 с МКБ |
55112-2502011 |
4310-3103009 |
43114-2400012 |
43114-2402011 |
Мосты полноприводных автомобилей ххх - 25ххххххх средние и ххх - 24ххххххх задние |
53229-2500021 |
53229-2501007 с МКБ |
53229-2502011 |
65115-3104010 |
53229-3502010 |
100-3519100 |
53229-2403070
53229-2403069
|
53229-2400021 |
53229-2401007 с МКБ |
53215-2400010 |
5320-2401010 |
53215-2402011 различные варианты шестерен |
53205-3104010 |
5511-3502010 |
53205-2403070
53205-2403069
|
53215-2500010 |
5320-2501010 |
53215-2502011 различные варианты шестерен |
На автомобилях КамАЗ с колесной формулой 6х4 устанавливаются два ведущих моста — промежуточный и задний. Конструкция мостов аналогична. Отличие заключается в установке в главной передаче промежуточного моста блокируемого межосевого дифференциала и отдельных оригинальных деталей, сопрягаемых с ним.
На рис. 181 представлен поперечный разрез заднего и промежуточного ведущих мостов. Каждый мост состоит из картера моста, главной передачи, дифференциала и полуосей.
Картеры промежуточного и заднего мостов сварные, из стальных штампованных балок, к которым приварены фланцы для крепления картеров главных передач и суппортов тормозных механизмов, цапфы ступиц колес, кронштейны крепления реактивных штанг и опоры рессор. На картерах мостов автомобилей-самосвалов приварены установочные пластины для крепления опор рессор.
Техническая характеристика
Главная передача |
двухступенчатая |
Передаточные числа редуктора |
5,94; 6,53; 7,22 - подбираются в зависимости
от назначения автомобиля и условий эксплуатации
|
Межколёсный дифференциал |
конический, симметричный |
Полуоси |
разгруженные |
Межосевой дифференциал |
конический, симметричный, блокируемый |
Механизм блокировки |
мембранного типа |
Управление механизмом блокировки |
дистанционное, пневматическим краном |
На автомобилях КамАЗ-53229 н КамА3-65115 предусмотрена установка ведущих мостов (рис. 182) с механизмом блокировки межколесного дифференциала, при этом главная передача отличается тем, что левая чашка межколесного дифференциала выполнена со шлицами для установки муфты его блокировки (см.рис.183). Балки мостов усилены за счет увеличения толщины стенок.
Полуоси усилены вследствие изменения марки стали и увеличения числа шлиц с 16 до 20.
Механизм блокировки межколесного дифференциала установлен в картере заднего и среднего мостов. Для обеспечения дистанционного включения механизма блокировки в кабине на щитке приборов имеется клавиша с соответствующим символом. При нажатии клавиши замыкается цепь электропневмоклапана, и воздух поступает в диафрагменную камеру. Поршень. передвигая вилку блокировки, соединяет муфту полуоси с муфтой чашки дифференциала. При включении блокировки в кабине на щитке приборов загораются сигнальные лампочки.
При проведении технического обслуживания (сервис С) для проверки работы механизма блокировки межхолесного дифференциала вначале включите межосевую блокировку, а затем нажмите клавишу включения межколесной блокировки, при этом должны загореться две контрольные лампы включения межколесной блокировки ведущих мостов.
Включение блокировки разрешается только в условиях скользкой, грязной дороги.
Блокировку следует включать непосредственно перед скользким участком дороги. В момент пробуксовки одного из колес включение блокировки не разрешается. В этом случае необходимо выключить сцепление и включение блокировки произвести после остановки автомобиля. Включение и выключение блокировки следует выполнять при отжатой педали сцепления.
При выезде на твёрдую сухую дорогу блокировку необходимо выключить. Движение с включенной блокировкой приведет к поломке деталей.
Размеры деталей и допустимый износ, мм
|
Номинальный |
Допустимые |
Картер моста |
Диаметр кольца цапфы: |
под сальник |
141,92 - 142,00 |
141,7 |
под наружный подшипник |
74,94 - 74,97 |
74,9 |
под внутренний подшипник |
84,925 -84,960 |
84,88 |
Картер главной передачи |
Диаметр отверстия под роликоподшипник ведущей цилиндрической шестерни |
120,000 - 120,035 |
120,07 |
Диаметр отверстия под подшипники чашки дифференциала |
140,00 - 140,44 |
140,08 |
Диаметр отверстий под подшипники: |
конический роликовый ведущей шестерни |
139,97 - 140,01 |
140,05 |
цилиндрический роликовый вала ведущей шестерни заднего моста |
109,982 - 110,023 |
110,06 |
шариковый вала ведущей шестерни промежуточного вала |
109,982 - 110,023 |
110,06 |
Боковой зазор в зацеплении пары конических шестерен |
0,25 - 0,33 |
0,5 |
Износ шлиц по толщине вала ведущей конической шестерни |
7,93 -7,98 |
7,84 |
Межколёсный дифференциал |
Диаметр отверстий чашки
межколесного дифференциала: |
под шипы крестовины |
28,02 - 28,05 |
28,11 |
под шейку шестерни полуоси |
75,095 - 75,155 |
75,22 |
Износ сферической поверхности чашек дифференциала |
79,95 - 80,05 |
81,05 |
Диаметр шейки чашки под роликоподшипник |
80,02 - 80,04 |
80,01 |
Диаметр отверстия сателлитов под шипы крестовины |
28,060 - 28,105 |
28,165 |
Диаметр шипов крестовины |
28,00 - 28,03 |
27,95 |
Дифференциал межосевой |
Диаметр отверстия в картере под подшипник |
119,988 - 120,023 |
120,06 |
Диаметр отверстия в картере под шток механизма блокировки |
19,04 - 19,08 |
19,13 |
Диаметр посадочной шейки передней чашки под шариковый подшипник |
55,003 - 55,023 |
54,993 |
Износ сферической поверхности чашки под опорные шайбы |
59,755 - 59,845 |
60,445 |
Диаметр отверстия чашки: |
под шипы крестовины |
21,938 - 21,970 |
22,03 |
под шестерню привода заднего моста |
58,000 - 58,048 |
58,12 |
под шестерню привода промежуточного моста |
85,000 - 85,045 |
85,12 |
Диаметр шипов крестовины |
21,93 - 21,96 |
21,88 |
Диаметр посадочной шейки шестерни привода: |
заднего моста |
57,895 - 57,935 |
57,87 |
промежуточного моста |
84,925 - 84,660 |
84,9 |
Износ торца под опорную шайбу шестерни привода: |
заднего моста |
18,72 - 19,00 |
19,05 |
промежуточного моста |
27,00 - 27,14 |
27,2 |
Механизм блокировки |
Диаметр штока |
18,979 - 19,000 |
18,95 |
Диаметр вилки под шток |
19,04 - 19,08 |
19,12 |
Износ лапок вилки по торцам |
130,00 - 130,26 |
130,6 |
Износ шлицевых впадин муфты по ширине (размер по роликам) |
74,344 |
74,564 |
Главная передача мостов — двухступенчатая. Первая ступень состоит из пары конических шестерен со спиральными зубьями, вторая — из пары цилиндрических косозубых шестерен.
Для равнинных условий эксплуатации автопоездов рекомендуется передаточное число — 5,94; для горных условий — 7,22; для пересеченной местности— 6,53. Изменение передаточного числа главной передачи достигается установкой шестерен с различными комбинациями зубьев в цилиндрической паре (см.табл.32).
Передаточное число главной передачи в зависимости от числа зубьев шестерен в цилиндрической паре
таблица.32
Заводской номер комплекта цилиндрических
шестерен главных передач мостов
|
Количество зубьев
шестерен
|
Общее передаточное
число мостов
|
5320 - 2402110 - 20 |
12 |
(26*/15) х (50/12) = 7,22 |
5320 - 2402120 - 20 |
50 |
5320 - 2402110 - 10 |
13 |
(26*/15) х (49/13) = 6,53 |
5320 - 2402120 - 10 |
49 |
5320 - 2402110 - 30 |
14 |
(26*/15) х (48/14) = 5,94 |
5320 - 2402120 - 30 |
48 |
* Передаточное отношение конической пары |
Главная передача ведущего переднего моста (рис.184) в отличие от главных передач промежуточного и заднего мостов прикреплена к картеру моста фланцами, расположенными в вертикальной плоскости. Оригинальные детали главной передачи (рис.185) переднего моста: чашка 3 колесного дифференциала, картер 31 главной передачи, первичный вал 11, крышка 17, подшипник 8. Остальные детали и сборочные единицы унифицированы с деталями и сборочными единицами главной передачи заднего моста.
Картер переднего моста отлит как одно целое с левым коротким кожухом полуоси. Правый кожух запрессован в картер моста. К фланцам кожухов полуоси на шпильках прикреплены шаровые опоры с приваренными шкворнями. В шаровые опоры запрессованы бронзовые втулки, в которых установлены внутренние кулаки шарниров равных угловых скоростей.
На шкворнях размещены корпусы поворотных кулаков, которые поворачиваются на конических роликовых подшипниках. К корпусам поворотных кулаков прикреплены на шпильках цапфы и суппорты тормозных механизмов. В цапфы запрессованы бронзовые втулки, в которых вращаются наружные кулаки шарниров.
Крутящий момент от внутреннего кулака к наружному передается через шарнир равных угловых скоростей. На шлицевом конце наружного кулака установлен ведущий фланец, который прикреплен к ступице шпильками.
Похожие статьи:
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Автомобили семейства КамАЗ. Техническое обслуживание.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 11.1 Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Подбор масел и специальных жидкостей при использовании их на автомобилях КамАЗ.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.1.4. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Управление тормозными системами.
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Силовой агрегат, подвеска, техническое обслуживание, ремонт
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 1.2.2 Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Регулировочные, крепежные работы на автомобилях КамАЗ и данные для них