ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
8.1.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт подвески. Разборка подвески и её сборка
Для устранения неисправностей, замены деталей в узлов подвеску подвергают полной или частичной разборке.
Наиболее трудоемкими процессами являются снятие и установка рессор. Разборка в сборка амортизатора требуют чистоты и тщательного проведения ремонтных работ, в противном случае собранный амортизатор может отказать в работе. Ниже приведена последовательность разборки передней подвески автомобиля ГАЗ-5ЗА. Такая же последовательность разборки задней подвески ГАЗ-5ЗА и подвески автомобиля ГА3-66.
РАЗБОРКА ПОДВЕСКИ НА УЗЛЫ
Если требуется разобрать всю подвеску, то надлежит снять: амортизатор 19 (рис. 76); рессору 8; резиновые подушки 8, 4, 5 рессор; кронштейны амортизаторов, буфера и другие детали, прикреплённые к раме болтами; кронштейны 6 и 15 рессор с рамы, срубив заклёпки.
Снятие амортизатора.
- Для удобства работы повернуть колесо до отказа в сторону.
- Отвернуть гайку 20 (см. рис 76) на нижнем пальце 24, снять шайбу 21 и резиновую втулку 22.
- Отвернуть такую же гайку на верхнем пальце 12, снять шайбу и резиновую втулку.
- Снять амортизатор 19.
Снятие рессоры. После снятия амортизатора снимают рессору в такой последовательности:
- ослабить затяжку гаек 25 стремянок;
- поднять домкратом переднюю часть автомобиля так, чтобы рессора разгрузилась, но колесо не отрывалось от земли;
- подставить под поднятый конец рамы козлы соответствующей высоты и опустить автомобиль;
- равномерно отвернуть (в любом порядке] болты 1 крышек 2 и 18 переднего и заднего кронштейнов рессор и снять нижние резиновые подушки 8;
- отвернуть окончательно гайки стремянок и снять стремянки 14;
- поднять автомобиль домкратом, установленным под рамой, настолько, чтобы концы рессоры вышли из кронштейнов 6 и 15, снять рессору;
- извлечь из кронштейнов (если они там остались) верхние 5 и торцовую 4 резиновые подушки.
В тех случаях, когда надлежит снять только рессору, снимать амортизатор не следует. Достаточно отсоединить его нижнюю проушину.
В задней подвеске автомобиля ГАЗ-53А (рис. 77) применены дополнительные рессоры, которые снимают в следующем порядке:
- ослабить гайки 23 стремянок 12, стягивающих одновременно дополнительную 13 и основную рессору 21;
- поднять домкратом заднюю часть автомобиля настолько, чтобы концы дополнительной рессоры немного отошли от резиновых опорных подушек 9;
- отвернуть окончательно гайки стремянок и снять дополнительную рессору.
Для снятия опорной подушки дополнительной рессоры отвернуть гайку крепления и вынуть подушку с армированным болтом из гнезда кронштейна 10.
Иногда требуется заменить только резиновую подушку рессоры. В этом случае снимать рессору не требуется, но при установке подушки рессора должна быть выпрямлена.
Рис.76. Передняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А.
1 — болт; 2 — крышка переднего кронштейна рессоры; 3— нижняя подушка; 4 — упорная подушка; 5 — верхняя подушка; 6 — передний кронштейн рессоры; 7 — подкладка; 8 — рессора; 9 — гайка центрового болта; 10 — вкладыш; 11 — буфер; 12 — верхний палец амортизатора; 13 — накладка; 14 — стремянки; 15 — задний кронштейн рессоры; 16 — верхняя чашка заднего конца рессоры; 17 — нижняя чашка заднего конца рессоры; 18 — крышка заднего кронштейна рессоры; 19 — амортизатор; 20 — гайка пальца амортизатора; 21 — передняя шайба пальца амортизатора; 22 — втулка проушины амортизатора 23 — задняя шайба пальца амортизатора; 24 — нижний палец амортизатора; 25 — гайка стремянки; 26 — центровой болт рессоры; 27 — нижняя чешка переднего конца рессоры; 28 — верхняя чашка переднего конца рессоры
Рис. 77. Задняя подвеска автомобиля ГАЗ-53А.
1 — болт; 2 — крышка переднего кронштейна; 3 — нижняя подушка рессоры; 4 — нижняя чашка переднего конца рессоры; 5 — упорная подушка; 6 — верхняя чашка переднего конца рессоры; 7 — верхняя подушка; 8 — передний кронштейн рессоры; 9 — опорная подушка дополнительной рессоры; 10 — кронштейн дополнительной рессоры; 11 — накладка; 12 — стремянка: 13 — дополнительная рессора; 14 — центровой болт дополнительной рессоры; 15 — прокладка; 16 — центровой болт рессоры; 17 — задний кронштейн рессоры; 18 — верхняя чашка заднего ковца рессоры; 19 — нижняя чашка заднего конца рессоры; 20 — крышка заднего кронштейна; 21 — рессора; 22 — подкладка крепления рессоры к мосту; 23 — гайка стремянки
СБОРКА ПОДВЕСКИ
Долговечность и надежность работы узлов и деталей подвески зависят от их правильной сборки. Особенно это относится к сборке резиновых подушек крепления концов рессор.
Собирают подвески в порядке, обратном разборке. Сначала укрепляют на раме кронштейны рессор (заклёпками или болтами), кронштейны амортизаторов, буфера, устанавливают рессоры одновременно с подушками и устанавливают амортизаторы.
Установка кронштейнов рессор. При установке нового кронштейна на старую раму или, наоборот, — старого кронштейна на новую раму, рассверлить совместно отверстия под заклепку диаметром 12 мм, так как изношенное отверстие в любой из сопрягаемых старой детали не пригодно для постановки уже применявшегося размера диаметром 10 мм. Допускается крепление кронштейнов болтами вместо заклёпок. В этом случае необходимо, чтобы болт был диаметром не менее 12 мм и термически обработан до твёрдости HCR 28-:-35. Точность обработки крепёжных отверстий рамы и кронштейна должна быть не ниже 5-го класса. Гайки болтов затянуть (момент 5,5 — 6 кГм) и под гайку поставить усиленную пружинную шайбу или применить контргайку. В противном случае крепление может быстро ослабнуть из-за больших нагрузок, действующих на кронштейн.
Установка рессоры с резиновыми подушками. При установке подушек перекосы их недопустимы. Неправильно поставленные подушки не самоустанавливаются при затяжке крышки, а остаются в том же неправильном положении, что приводит к их быстрому разрушению.
Для правильного крепления концов рессоры в резиновых подушках её надлежит выпрямить.
Рессоры можно выправлять несложным приспособлением (рис. 78) при помощи домкрата.
Рессору на автомобиль устанавливают и следующем порядке:
- поднять автомобиль домкратам настолько, чтобы выпрямленная рессора могла свободно войти в кронштейны;
- положить в чашки 16 и 28 (см. рис. 76) резиновые подушки 5;
- опустить автомобиль так, чтобы рессора вместе с подушками вошла в кронштейны 6 и 15 на раме;
- вставить в гнездо переднего кронштейна 6 упорную подушку 4;
- опустить автомобиль так, чтобы кронштейны опёрлись на резиновые подушки, и подставить козлы;
- вложить в нижние чашки 17 и 27 концов рессоры подушки 3, приложить к ним снизу крышки 2 и 18 и ввернугь от руки болты 1 с пружинными стопорными шайбами;
- равномерно затянуть болты крепления крышек до упора (момент 6 кГм);
- установить на рессору вкладыш 10, чтобы в его отверстие вошла гайка центрового болта 9 рессоры;
- вставить в накладку 18, резиновый буфер 11 и наложить на вкладыш так, чтобы вкладыш вошёл в накладку, прижавшись снизу к резиновому буферу;
- установить на накладку стремянки 14, продев их через отверстия в площадке башмака переднего моста;
- установить стопорные шайбы и гайки 25 стремянок и предварительно затянуть их.
Окончательно гайки стремянок затянуть у автомобиля на колёсах с грузом (момент затяжки 16 — 18 кГм для передней рессоры и 22 — 25 кГм для задней рессоры автомобиля ГА3-53А, 20 — 22 кГм для рессор автомобиля ГА3-66). Указанным ранее приспособлением можно выпрямить рессору не только отделано от автомобиля, но и рессору, закреплённую на мосту. В этом случае домкрат установить на нижнее основание приспособления, а винт его упереть снизу в балку или кожух полуоси моста. Стремянки приспособления надеть на концы рессор и прикрепить к основанию. Амортизаторы устанавливают в порядке, обратном снятию. Гайки на пальцах для равномерного распределения нагрузок на резиновые втулки затягивать также на груженом автомобиле, поставленном на колёса.
Рис. 78. Приспособление для правки рессоры.
Похожие статьи:
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Устройство
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 5.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Шасси. Подвеска
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Эксплуатация автомобилей КамАЗ. Силовой агрегат, подвеска, техническое обслуживание, ремонт
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.2.1. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Рессорная подвеска. Техническое обслуживание и ремонт
КамАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ → 5.2.1. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей семейства КамАЗ (КамАЗ-5320, КамАЗ-5410, КамАЗ-55102, КамАЗ-55111, КамАЗ-53212, КамАЗ-53211, КамАЗ-53213, КамАЗ-54212, КамАЗ-43114, КамАЗ-43118, КамАЗ-65111, КамАЗ-53228, КамАЗ-44108, КамАЗ-4311. Шасси. Техническое обслуживание и ремонт подвески