ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66
7.3.1. ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Ремонт и регулировка переднего моста
СНЯТИЕ ПЕРЕДНЕГО МОСТА С АВТОМОБИЛЯ
Для снятия переднего моста необходимо:
- отсоединить на левой продольной балке гибкий шланг от трубопроводов гидравлического привода тормозов. Отвернуть гибкий шланг от переднего моста.
Для автомобиля ГА3-66-01 дополнительно:
- отсоединять на правой продольной балке гибкий шланг от трубопровода системы регулирования давления воздуха в шинах, отвернуть гибкий шланг подвода воздуха от переднего моста;
- отсоединить амортизаторы от переднего моста;
- отсоединить трубопроводы и гибкие шланги от клапана управления гидроусилителя рулевого управления, от продольной рулевой тяги, от переднего моста от силового цилиндра гидроусилителя рулевого управления;
- отсоединить передний карданный вал от фланца вала ведущей шестерни переднего моста;
- отсоединить продольную тягу от рулевой сошки;
- снять подкладки, стремянки и накладки передних рессор;
- откатить передний мост и установить его на стенд или подставки.
РАЗБОРКА ПЕРЕДНЕГО МОСТА
Последовательность разборки переднего моста следующая:
- Отсоединить продольную рулевую тягу от рычага поворотной цапфы.
- Снять подножки. Для автомобиля ГА3-66-01 дополнительно: отсоединить трубопровод подвода воздуха к воздушному крану от крышки фланца ступицы переднего моста и от крана. Снять защитный кожух, колеса, тормозной барабан и защитный колпак муфты отключения.
- Специальным ключам, вывертывая болт муфты ведущего фланца, снять муфту (при этом следить за тем, чтобы не выпали из отверстия в полуоси кардана стопор с пружиной).
- Снять ведущий фланец (при снятии фланца не допускается вывёртывание шпилек). Для автомобиля ГА3-66-01 дополнительно снять крышку фланца ступицы.
- Снять ступицу с подшипниками.
- Отсоединить от тормозного диска трубопроводы гидравлического привода тормозов. Для автомобиля ГАЗ-66-01 дополнительно отсоединить гибкие шланги подвода воздуха к блоку уплотнения, проходящие через тормозные диски.
- Снять тормозной щит с маслоотражателем и цапфу. Для автомобилей ГА3-66-01 дополнительно снять сальник ступицы и вывернуть из блока сальников гибкий шланг подвода воздуха к блоку уплотнения.
- Вынуть карданы равных угловых скоростей.
- Спрессовать шаровую опору при помощи демонтажных болтов.
- Снять рычаг на левом корпусе поворотной цапфы и комплект регулировочных прокладок.
- Снять верхнюю накладку шкворня правой поворотной цапфы с комплектом регулировочных прокладок.
- Снять нижние накладки шкворней с комплектом регулировочных прокладок.
- Снять сальник шаровой опоры.
- Вынуть наружные обоймы подшипников шкворней.
- Снять со шкворней шаровой опоры подшипники.
- Разъединить шаровую опору и корпус поворотной цапфы.
РАЗБОРКА КАРДАНОВ РАВНЫХ УГЛОВЫХ СКОРОСТЕЙ
В случае необходимости кардан равных угловых скоростей разбирают в следующем порядке.
- Отметить краской или мелом взаимное расположение валов кардана.
- Поставить кардан в вертикальное положение короткой (ведомой) вилкой вверх для того, чтобы штифт центрального шарика под действием своего собственного веса мог опуститься в сверление центрального шарика. Если штифт не опускается, то постучать торцом длинной вилки о деревянную подставку или раздвинуть вилки и опустить штифт при помощи отвёртки.
- Повернуть центральный шарик вместе со штифтом и вынуть штифт.
- Повернуть центральный шарик лыской в сторону одного из ведущих шариков, нагнуть ведомую вилку, при этом один из ведущих шариков, приходящийся напротив лыски, может быть вынут из кардана.
- Остальные шарики, после того, как первый будет вынут, вынимаются свободно.
Требования к техническому состоянию и допустимому износу деталей переднего и заднего мостов аналогичны.
СБОРКА ПЕРЕДНЕГО МОСТА
Сборка карданов равных угловых скоростей. Карданы собирают после подбора новых ремонтных шариков увеличенного размера или в результате замены одной из вилок.
Порядок сборки следующий.
- Зажать в тиски ведущую (длинную) вилку в вертикальном положении (валкой вверх).
- Установить центральный шарик (без штифта) в сферическое углубление ведущей вилки лыской в сторону.
- Поставить ведомую вилку на центральный шарик.
- Поворачивая вилку в сторону, установить поочередно в канавки вилок три ведущих шарика.
- Разведя вилки кардана на максимальный угол и повернув центральный шарик лыской в сторону канавки четвертого ведущего шарика, вставить этот шарик в канавку так, чтобы он прошёл мимо лысок.
- Раздвинув вилки, вставить в отверстия центрального шарика штифт. Повернуть центральный шарик так, чтобы ось штифта центрального шарика совпала с отверстием в ведомой вилке. Сдвинуть вилки так, чтобы конец штифта вошёл в отверстие вилки.
Продольные перемещения кардана равных угловых скоростей в мосте ограничиваются упорными шайбами, одна из которых установлена в шаровой опоре, а другая — в цапфе.
Предварительный натяг в шариках кардана должен быть такой, чтобы момент, необходимый для поворота вилки на 10 — 15°во все стороны от вертикали при зажатой в тисках другой вилке, равнялся 500 — 800 кГсм.
Для обеспечения правильной сборки и получения требуемого преднатяга ведущие шарики по размерам диаметров (мм) рассортированы на девять групп;
1-я группа |
40,09 - 40,07 |
2-я группа |
40,07 -40,05 |
3-я группа |
40,05 -40,03 |
4-я группа |
40,03 - 40,01 |
5-я группа |
40,01 - 39,99 |
6-я группа |
30,99 - 39,97 |
7-я группа |
39,97 - 39,95 |
8-я группа |
39,95 - 39,93 |
9-я группа |
39,93 - 39,91 |
Диаметр установочного шарика, мм 34,85±0,025.
Каждый кардан собирают с шариками одной группы или двух соседних групп. Например, два шарика диаметром 39,98 мм и два — диаметром 40,00 мм.
При монтаже шарики одного размера обязательно располагать диаметрально противоположно один другому.
Разница в диаметрах двух пар шариков одного кардана допускается не более 0,04 мм.
Прирабатывают кардан на стенде под меняющимся углом вилок от О до 30° в течение 2 — 3 мин при 150 об/мин.
При приработке кардан смазывают маслом.
Передний мост собирают в последовательности, обратной разборке. При сборке учитывать следующее:
Передний мост после сборки проверяют на стенде без нагрузки и с нагрузкой. Правильно собранный передний мост должен удовлетворять следующим требованиям. Во время работы моста не должны наблюдаться повышенный шум и повышенный нагрев. Не должно происходить течи масла через сальник, крышки и болтовые соединения. Гайки шпилек крепления ведущего фланца к ступице затянуть (момент 12 — 14 кГм).
РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕДНЕГО МОСТА
Подшипники вала ведущей шестерни, дифференциала, ступицы и зацепление шестерен главной передачи в переднем мосту регулируют так же, как и в заднем.
Регулировка затяжки подшипников шкворней поворотной цапфы. Перед проверкой затяжки подшипников шкворней проверить затяжку подшипников ступиц колёс. Затяжку подшипников шкворней проверяют при вывешенных на домкрате колёсах и снятых рулевых тягах.
При проверке покачивать колеса руками в вертикальной плоскости в нескольких положениях в пределах угла поворота колеса на шкворне.
Подшипники шкворней должны быть отрегулированы так, чтобы в них совершенно не было люфта, иначе подшипники будут быстро разрушены.
Для регулировки подшипников шкворней применяют прокладки 0,10 и 0,15 мм. Отрегулырованные на заводе подшипники имеют одинаковое количество и одинаковую толщину прокладок как сверху, так и снизу. При регулировке подшипников шкворней снимать обязательно одинаковое количество прокладок сверху и снизу, так как иначе нарушится соосность деталей поворотной цапфы.
При правильно отрегулированных подшипниках поворотная цапфа должна проворачиваться относительно шкворней от руки при приложении небольшого усилия. При проверке динамометром усилие, приложенное к поворотному рычагу поперечной рулевой тяги, в месте шарового пальца при снятых сальниках шаровой опоры, при поднятом на домкрате переднем мосте, снятых рулевых тягах и вынутом кардане равных угловых скоростей должно быть равно при плавном движении динамометра 2,25 — 3,75 кГ.
При регулировке верхнего шкворня с левой стороны переднего моста, до снятия рычага продольной рулевой тяги, отсоединить гибкие шланги тормозной системы и системы регулирования давления воздуха в шинах. Ни в коем случае для снятия поворотного рычага не следует вывертывать его шпильки.
Похожие статьи:
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.4.1. Передний мост и рулевые тяги. Техническое обслуживание. Ремонт
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 7.3. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Передний мост автомобиля ГАЗ-66. Техническое обслуживание
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 7.4. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Проверка установки передних колёс
ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт, автомобилей произвоства ГАЗ → 1.2. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Виды и периодичность технического обслуживания
МАЗ. Ремонт, обслуживание и эксплуатация автомобилей семейства МАЗ → 4.4. Ходовая часть автомобилей МАЗ. Передний мост и рулевые тяги. Устройство